Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возрастные особенности развития ребёнка и их учёт в социально-педагогической деятельности

Периодизация возрастного развития ребенка

Определение 1

Развитие ребенка – это приоритетное направление воспитательной деятельности любого образовательного учреждения.

Каждый возраст имеет свои особенности функционирования психических процессов, которые должны быть учтены при организации разнообразных воспитательных мероприятий, выборе методов и средств воспитательной педагогической деятельности.

В педагогике имеется периодизация возрастного развития ребенка, которая учитывает специфику физического и психического функционирования организма, а также условия проведения воспитательных мероприятий.

В возрастном развитии ребенка можно выделить следующие этапы:

  • Младенческий возраст. Охватывает детей в возрасте до одного года.
  • Ранний или преддошкольный возраст. Он охватывает промежуток от одного года до трех лет и связан с быстрыми темпами развития ребенка. Физическое и психическое развитие ребенка оказывается тесно связанным и протекает очень быстрыми, даже скачкообразными, темпами. Если ребенок оказывается плохо развит физически, то его интеллектуальное развитие, также, будет отставать и наоборот. В раннем возрасте происходит формирование наглядно-действенного мышления и начинает формироваться речь. Ребенок использует речь и мышление для познания мира. Наиболее развитым процессом данного возраста является подражание. Ребенок копирует поведение и действия других, постепенно приобщаясь к социальному пространству.
  • Дошкольный возраст. Он охватывает промежуток дошкольного детства т.е. временной период в течение которого ребенок посещает дошкольное образовательное заведение- от трех до семи лет. В это время ребенок вступает на новый уровень развития, которое начинается с осмысления себя, восприятия собственного «Я», развитие самооценки и самоанализа. В это время происходит кризисный момент в развитии ребенка – кризис трех лет, который связан с социальным становлением и утверждением личности ребенка. Он стремится выделить себя в социальной среде, пересматривает систему социального взаимодействия.
  • Младший школьный возраст. Он охватывает возраст от семи до одиннадцати лет и связан с новым кризисным этапом в развитии личности. Ребенок начинает новую главу своей жизни – обучение в школе, которое предполагает несение новых обязанностей, выполнение новых действий, взятие на себя новой социальной роли. Ребенку необходимо построить новые взаимоотношения с окружающими его людьми, приспособиться к новым условиям и новой обстановке. Все это вызывает трудности и приводит к развитию кризиса в жизни ребенка, проявляющегося в виде апатии, нарушении дисциплины, отстаивании своих интересов. В это время активно развивается эстетическое восприятие мира, произвольное внимание и рефлексия.
  • Средний школьный или подростковый возраст. Он охватывает возраст от одиннадцати до пятнадцати лет и связан с самопознанием и самоутверждением в системе социальных, нравственных, эстетических отношений. В это время, ребенок переживает очередной кризис. Это революционный этап развития ребенка. Он требует признания от взрослых – родителей, педагогов, признание в обществе, которое выражается в проявлении своих прав и защите интересов и демонстрации своих сил, возможностей и способностей, реализация своего «Я» в действии.
  • Старший школьный возраст. Он охватывает возраст от пятнадцати до восемнадцати лет. Это ранняя юность ребенка, когда происходит приобретение им независимости, проявление активности в различных направлениях деятельности, формирование ценностных ориентиров и установок. В это время происходит становление дружеских отношений, именно установление крепкой, осознанной дружбы, формируются различные привязанности, развивается любовь, осуществляется выбор своего жизненного пути, строятся планы.

Социально-педагогическая работа с детьми разных возрастов

Возрастная динамика и особенности развития детей конкретного возраста являются приоритетными показателями при формировании социально-педагогической программы по работе с детьми.

Возрастные особенности заложены в основу воспитательной работы в образовательной сфере.

Каждый возрастной этап развития личности ребенка имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при построении учебно-воспитательной работы. Рассмотрим основные направления социально-педагогической деятельности, с учетом возрастной периодизации развития ребенка:

  1. Младенчество связано со становлением физического, интеллектуального, психического развития ребенка. В это время требуется обеспечение удовлетворения его первичных физиологических потребностей, связь с мамой, ее забота и тепло.
  2. Ранний возраст требует постепенного приобщения ребенка к социальной действительности. Постепенно, необходимо начинать обучать ребенка общению со сверстниками. Важно, учитывать связь физического и психического развития ребенка, не обосабливая какой-то одной стороны развития. Ребенок должен познавать мир на основе совершения ошибок. Поэтому, необходимо давать возможности их совершения.
  3. Дошкольный возраст начинается с кризиса трех лет, который может начать развиваться еще в раннем возрасте – с двух с половиной лет. Воспитательная деятельность должна строиться на основе ухода от авторитарного стиля воспитания и гиперопеки, спокойного терпения всех «выходок» ребенка, связанных с проявлением своего «Я», поощрении самостоятельности ребенка и организации всех видов его деятельности в игровой форме. Виды деятельности должны быстро меняться – не более двадцати минут на одну деятельность. Важно, не уделять внимания ошибкам ребенка, а достижения – поощрять и хвалить.
  4. В младшем школьном возрасте, игра продолжает оставаться приоритетным видом деятельности ребенка. Поэтому, необходимо мотивировать его учению и познанию в игровой форме. Важно, сформировать с родителями единую направленность воспитательных действий, режим дня.
  5. В подростковом возрасте, важно, учитывать чувства ребенка: его симпатии, антипатии, проявления своего «Я», чувство собственного достоинства. В воспитательной работе должны быть применены психологические механизмы стимулирования, которые помогают поддерживать уникальность подростка и мотивировать его к обучению. В это время, необходимо познакомить учащегося с устройством социального мира, тенденциями социально-экономического развития общества и формирования социальных и бытовых отношений. Необходимо, также, проведение профилактических мероприятий по развитию девиантного поведения.
  6. В старшем школьном возрасте необходимо развивать навыки самостоятельного выбора учащегося: своих ценностных ориентаций, целей и направлений деятельности, жизненного пути. Обучение должно быть реализовано через общение.
Дата последнего обновления статьи: 20.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot