Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возможности развития неформального и информального образования в регионах России

Неформальное образование: сущность и особенности

Определение 1

Неформальное образование – это образование, прохождение которого не подтверждается образовательным документом официального образца и реализуется разнообразными общественными организациями и объединениями.

Неформальное образование может быть подтверждено документом о повышении уровня своей квалификации, сертификатом о прохождении курсов различной направленности, свидетельства о прослушивании курса лекций и прохождении семинаров и т.д. Кроме того, неформальное образование может осуществляться в виде занятий с репетиторами, персональными тренерами, участия в обучающих ролевых и деловых играх.

К основным характеристикам неформального образования можно отнести следующие:

  1. Свобода в выборе форм, методов и средств обучения;
  2. Систематические характер образования, исключающий стандартное повседневное обучение;
  3. Не имеет преемственности между уровнями и этапами обучения;
  4. Может иметь противоречия между его составными компонентами;
  5. Оригинальность подходов в организации обучения;
  6. Ориентация на удовлетворение потребностей граждан, не связанных с учебной деятельностью и профессией;
  7. Способствует самовоспитанию и саморазвитию личности;
  8. Не имеет конкретных стандартов своей организации и осуществления образовательного процесса;
  9. Свобода от временной привязки и места прохождения образовательного процесса.

Признаки неформального образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Признаки неформального образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Возможности развития неформального и информального образования в регионах России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Неформальное образование строится на основе разработки индивидуальных образовательных стратегий, которые разрабатываются исходя из особенностей личностного развития учащегося, его потенциала, ориентации на выражение его индивидуальных потребностей.

Неформальное образование исключает иерархию в отношениях его участников. Оно способствует развитию у учащихся универсальных способов деятельности, креативных способностей, навыков применения инноваций в различных направлениях деятельности.

Информальное образование

Определение 2

Информальное образование – это самостоятельное обучение, познание, совершенствование своих учебных навыков и знаний через общение, чтение, досуговую деятельность и многообразные факторы окружающей среды.

Информальное образование, практически никогда не имеет целенаправленности. Оно осуществляется спонтанно, когда человек занимается иными видами деятельности, и, часто, даже не задумывается об обучении.

Информальное образование реализуется через чтение художественной литературы, просмотр продукции средств массовой информации, ознакомление с иными информационными источниками, Интернет-ресурсы, посещение культурных учреждений, участие различных играх, имеющих познавательное назначение, в путешествиях, походах, принятии участия в симпозиумах, общение с другими людьми, посещение театров и кино, вебинары, посещение мастер-классов и т.д.

Особенностями информального образования следующие:

  1. Образование получается за счет воздействия различных факторов окружающей среды;
  2. Не входит в категорию формального и неформального обучения;
  3. Выступает в виде ежедневного опыта, получаемого в ходе повседневной жизнедеятельности;
  4. Не берет во внимание способы получения знаний и факторы, которые повлияли на их развитие, главный принцип информального образования – приобретение знаний для их продуктивного применения.

Информальное образование способствует развитию, как личности учащегося, так и личности педагога. Оно охватывает все сферы жизнедеятельности, проникая в них и давая познавательный эффект в той степени, в какой каждый индивид открыт для обучения, саморазвития и самосовершенствования.

Перспективы развития неформального и информального образования

Неформальное образование начало развиваться в России довольно давно. Некоторые его разновидности присутствовали, хоть и неофициально, во времена Советского союза, а иные стали появляться после принятия ФЗ «Об образовании» в 1992 году.

Впервые, после принятия закона и реформирования образовательной системы РФ стали активно распространяться идеи о необходимости внедрения неформальных образовательных направлений, с целью устранения недостатков традиционной образовательной системы и, имеющихся противоречий в ныне сформированной системе формального образования.

На сегодняшний день, неформальное образование активно внедряется в практику российской образовательной системы. Оно нашло свое место в системе дополнительного образования, причем не только на федеральном уровне, но и в региональных образовательных системах.

Современный этап развития общества, его информатизация требует ухода от формализации образования, поскольку оно рассматривает обучающихся, как объектов педагогического воздействия и будущие ресурсы социально-экономической сферы общества.

Неформальное образование требует активного развития, проникновения во все регионы страны. Для этого необходимо:

  1. Способствовать и поощрять реорганизацию формальных образовательных направлений в неформальные;
  2. Создавать в образовательном заведении интегрированное обучения, опирающееся на применение его формальных и неформальных форм;
  3. Использовать потенциал дополнительного образования для развития неформального образования.

Что касается информального образования, то его активное развитие и законное признание началось с принятия новой образовательной программы на 2009 – 2011 года. В этой программе информальное образование рассматривалось, как деятельность граждан по самообучению средствами культурно-образовательной сферы.

На сегодняшний день, применение информального образования считается наиболее актуальным для педагогов. Они выступаю проводниками учащихся в мир знаний, помогают в их мотивировании и развитии, формировании стремления к непрерывному самообучению и саморазвитию. В этой связи, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство, повышать уровень своих знаний и навыков. Это особенно актуально в условиях быстро меняющегося современного общества.

Начало информального образования ребенка может быть положено при посещении выставок, создании проектов, участии в экспериментальной работе, посещении театров, экскурсии, поездок по стране.

Создание проектов и участие в экспериментах имеет важных потенциал развития информального образования. Он состоит в следующем:

  1. Учащиеся демонстрируют итоги проделанной работы, имеют возможность выдвинуть свою точку зрения и аргументировать ее, а также защитить;
  2. В ходе этой деятельности между педагогом и учащимся возникают отношения сотворчества: они ищут информацию, систематизируют ее. Это приводит к развитию инициативы учащегося на дальнейшее участие в экспериментальной работе и предложению своих проектов.

Развитие неформального и информального образования в регионах РФ должно поспособствовать:

  1. Активному развитию системы дополнительного образования регионов, поскольку будет применен их потенциал для развития данных образовательных форм.
  2. Активному развитию учреждений культуры и спорта, а также иных досуговых организаций: развитие информального образования предполагает посещение музеев, библиотек, театров, филармоний, спортивных организаций.
  3. Повышению профессиональной компетентности педагогов.
  4. Непрерывности профессионального развития каждого гражданина.
Дата последнего обновления статьи: 02.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot