Патриотизм – это жизненная позиция человека, которая выражается в любви к Родине и приоритете интересов государства.
Патриотизм является универсальной нормой, регулирующей отношения и деятельность человека в одном направлении с интересами государства.
Цели и задачи патриотического воспитания
Патриотическое воспитание – это целенаправленно организованная деятельность по формированию и развитию патриотического сознания, чувства долга и верности своей Родине, а также готовности выполнить гражданский долг по защите интересов Отечества.
Цель патриотического воспитания: создание оптимальных условий по формированию личности человека и патриота, с установлением ценностей, взглядов, мотивов и поведения.
Цель патриотического воспитания должна пронизывать все уровни воспитательно-образовательного процесса начиная с системы дошкольного воспитания, входить во все виды занятий (учебную и внеучебную деятельность, дополнительные и индивидуальные занятия и т.п.).
Достижение цели воспитания патриотизма предусматривает решение следующих задач:
- Повышение качества организации системы патриотического воспитания.
- Развитие и совершенствование существующих методов и форм системы патриотического воспитания, с учетом современных достижений в области информационных технологий.
- Формирование у детей, начиная с дошкольного возраста, активной гражданской позиции и стремления к самореализации в обществе.
- Воспитание толерантности (уважении других людей независимо от их национальности, пола, жизненных устоев и интересов и т.д.).
- Формирование и развитие чувства гражданского долга.
- Формирования любви и уважения к своей Родине, почитания ее истории, традиций, культуры и норм общественной жизни.
Содержанием системы воспитания патриотизма является специфическим смысловым полем, в рамках которого происходит обмен опытом, поведением, сознанием, навыками деятельности, общения, познания, информацией и т.д. между воспитателем и воспитанниками. Все, что передается в процессе патриотического воспитания должно быть не просто понято, а осознанно и принято. Осознание и принятие имеет индивидуальный характер и зависит в первую очередь от личности воспитуемого. Только случаи принятия и осознания, можно говорить об эффективности организованной системы патриотического воспитания.
В основе системы патриотического воспитания лежит базовая культура личности каждого человека.
Компоненты патриотического воспитания:
- Знания о сущности и структуре патриотизма.
- Познание опыта патриотической деятельности героев, как исторических, так и современных.
- Знакомство с опытом служения Родине.
Характеристики системы воспитания и его целевые параметры определяются через исследования в области философии, социологии, психологии и т.д. Данные исследования позволяют описать существующую систему патриотического воспитания как своеобразный педагогический феномен патриотизма на современном этапе его развития, а также выделить все сложности и противоречия в системе воспитания патриотизма.
Требования к содержанию системы патриотического воспитания личности:
- Формы, методы и средства воспитания, используемые педагогом должны полностью соответствовать цели, задачам, содержанию патриотического воспитания.
- Логика содержания системы патриотического воспитания должна соответствовать общей логики воспитания личности.
- Система патриотического воспитания личности должна иметь необходимый уровень содержания воспитательных и учебных программ, моделей и т.д.
- Необходимо учитывать современные требования к патриотическому воспитанию личности, согласно заказу современного общества.
Основные направления патриотического воспитания
Духовно-нравственное направление. Определяет направление воспитания высших ценностей, ориентиров, идеалов и т.п. с упором на реальные примеры из жизни, а также выработка способности опираться и руководствоваться ими в повседневности.
Историко-краеведческое направление. Данное направление основывается на системе познания своих исторических корней, осознания национальной неповторимости, культуры своего народа, его связи с Отечеством. В процессе воспитания осуществляется формирование исторической гордости за свой народ, деяния предков и современников. Начиная с раннего детства, знакомят с историей малой Родины (историей края, города, села и т.д.), выдающимися жителями и т.д.
Гражданско–правовое направление. Данное направление представлено системой мероприятий по формированию правовой культуры и законопослушности, а также формирование реальной оценки политических и правовых событий, происходящих в стране. Гражданско-правовое направление патриотического воспитания основано на выработке гражданской позиции у каждого члена общества, а также на воспитании любви и уважении к Родине в различных проявлениях (любовь к символике, готовность служить Отечеству и защищать его, выполнение гражданского и конституционного долга).
Социально–патриотическое направление. Основой данного направления является духовное и нравственное развитие личности гражданина, путем преемственности поколений, формирования активной жизненной позиции, чувства долга, благородства, любви и уважения к старшим, а также путем воспитания благородства в человеке.
Военно–патриотическое направление имеет ориентир на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотического сознания и идеи служения Родине, ознакомление с военной историей и формирование способности защиты Отечества.
Спортивно-патриотическое направление. Данное направление ориентировано на воспитание физически здоровой нации, путем воспитания выносливости, стойкости, мужества и т.д., в процессе занятий физической культурой и спортом. Формирование опыта служения Родине и готовности при необходимости защищать свое Отечество.
Культурно-патриотическое направление предусматривает воспитание уважения к творчеству своего народа (устное, музыкальное и т.д.), почитание и соблюдение традиционных праздников и обычаев.