Воспитание – это целенаправленный процесс становления личности ребенка, организованный педагогом по заранее составленному плану и реализуемый под его контролем.
Основной целью воспитания является процесс формирования востребованной и ценной для общества личности.
Нравственность – это внутренняя потребность каждого человека соблюдать этические нормы и следовать моральным принципам, которые приняты в обществе.
Понятие и сущность системы нравственного воспитания
Система нравственного воспитания – это многоэтапный, целенаправленный процесс нравственного воспитания детей, результатом которого является их нравственная воспитанность.
Под нравственностью понимают систему моральных убеждений, принятых обществом и обязательных для усвоения каждым человеком.
Нравственное воспитания охватывает все стороны жизнедеятельности человека. Эффективность процесса нравственного воспитания заключается в двустороннем взаимодействии воспитанника и педагога, а также в усвоении ими нравственных и этических норм.
Нравственное воспитание предполагает формирование таких качеств личности человека как:
- моральное сознание личности;
- нравственные чувства;
- навыки и привычки нравственного поведения.
Таким образом, главное задачей, стоящей перед системой нравственного воспитания, является формирование у каждого нравственных чувств, которые в последующем приводят к осмыслению личности своего отношения к общепринятым требованиям и нравственным поступкам окружающих.
Система нравственного воспитания является комплексной и включает в себя:
- Нравственный облик. Формирование нравственного облика личности ребенка начинается с дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем на всем этапе воспитания. У ребенка воспитывают гуманность, терпеливость, сострадание и т.д., а также понимание того как должен выглядеть и вести себя нравственно воспитанный человек.
- Нравственная позиция. В данном случае у ребенка воспитывают силу воли, формируют умение преодолевать различные жизненные трудности, отличать добро и зло.
- Нравственные чувства. Подразумевает воспитание таких чувств как умение нести ответственность, любовь к Родине, чувство долга, уважение к родителям и старшим.
- Нравственное поведение. Формирование благовоспитанности, умения вести себя в обществе, послушание и кротость.
Таким образом, нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитанников и педагога, который направлен на формирование у детей понятий морали, совести, принципов жизни в современном обществе, а также на развитии уважения к старшим, чуткости и благородства.
Основным условием полноценного нравственного воспитания является комплексный подход к процессу воспитания, то есть одновременное применение различных подходов и методов. То есть комплексное сочетание эстетического, патриотического, нравственного и иных видов воспитания. Помимо этого, процесс нравственного воспитания будет эффективным при организации взаимодействия с другими людьми (например, выдающимися жителями города, микрорайона и т.п.), которые могут поделиться своим жизненным опытом и привить детям различные жизненные ценности (чувство долга, любовь к Родине, уважение к родителям и т.д.).
Таким образом, правильно организованный педагогический процесс, с использованием комплекса различных методов и средств воспитания, способствует эффективному развитию нравственности у детей.
Процесс воспитания нравственности
Система воспитания нравственности – это целенаправленный педагогический процесс, который включает в себя:
- Постепенное осознание ребенком себя полноценным и полноправным членом общества, который должен оценивать свои поступки с нравственной точки зрения и согласовывать их с интересами общества.
- Усвоение и освоение нравственных убеждений и принципов, принятие их законности и здравого смысла. Ребенок начинает понимать и применять нравственные принципы в своей повседневной жизни.
- Формирование системы нравственных убеждений ребенка средствами знакомства со знаниями в области нравственности, а также путем их последующего принятия ребенком.
- Установление стойкой нравственности, понимания того, что главное составляющее взаимоуважение между людьми – это этика общения.
- Формирование и установление устойчивых нравственных привычек у ребенка.
Таким образом, система воспитания нравственности представляет собой многоуровневый процесс, который осуществляется планомерно в течение длительного времени. Началом процесса нравственного воспитания является период дошкольного детства. В это время детей знакомят с основами этики, культурой общения и т.д. Постепенно процесс усложняется до уровня усвоения нравственных убеждений и их полноценного освоения ребенком.
Эффективность реализации системы воспитания нравственности заметна во взаимоотношениях между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Ребенок, имеющий крепкие нравственные устои в процессе общения проявляет уважение к собеседнику, умеет рассуждать о жизненных процессах с позиции нравственности и морали. Так же ребенок способен проявлять сочувствие и сопереживание, может дать верную нравственную оценку действиям собеседника и своим собственным.
Таким образом, нравственная воспитанность проявляется не в механическом воспроизведении полученных знаний в области этики, культуры, правил общения и поведения и т.д., а посредством принятия и понимания системы нравственных убеждений, принятых в обществе. В том случае, если ребенок в процессе воспитания не принимает активного участия в усвоении нравственности, то процесс воспитания не будет эффективным. То есть ребенок будет просто знать правила, но не будет уметь их применять в реальной жизни, они не будут его собственными принципами и взглядами.