Понятие и задачи воспитательной работы с осужденными
Воспитательная работа с осужденными является одним из ведущих средств исправления осужденных.
Правовой основой воспитательной работы с осужденными является Уголовно-исполнительный Кодекс РФ, Конвенция о защите прав человека, Конституция РФ.
Воспитательная работа – это комплекс педагогически обоснованных методов, средств и приемов, направленных на преодоление и исправление личностных деформаций осужденных, развитие интеллектуальной, духовной и физической сферы, формирование правопослушного поведения и успешной социальной адаптации после освобождения.
Основными задачами воспитательной работы с осужденными являются:
- исправление осужденных;
- формирование у каждого осужденного уважительного отношения к человеку и его личности;
- формирование уважительного отношения к окружающему обществу и принятым в нем нормам поведения и существования;
- формирования традиций человеческого общежитие и их соблюдение;
- повышение культурного и образовательного уровня.
Направления воспитательной работы с осужденными
Основными направлениями воспитательной работы с осужденными являются:
- Нравственное воспитание – направлено на ознакомление осужденных с нравственными человеческими ценностями, их принятие и формирование на основе собственной личности, установление твердой жизненной позиции.
- Правовое воспитание – направлено на формирование элементарной правовой культуры, правосознания и уважительного отношения к закону, воспитание позиции беспрекословного и точного соблюдения установленных законов и норм. Правовое воспитание имеет большое значение, так как в основном от него зависит исправление и становление осужденного на путь исправления в дальнейшем, предупреждение и профилактика совершения правонарушений.
- Трудовое воспитание – направлено на формирование у осужденных трудовых навыков и умений, воспитание психологической готовности к труду, уважительного отношения не только к собственному труду, но и к труду других людей. Трудовое воспитание предусматривает привлечение осужденных к трудовой деятельности, в процессе которой они должны понять, что единственной верный и честный образ жизни – это трудовой. Только трудом можно и нужно добиваться желаемых целей.
- Физическое воспитание – направлено на сохранение и укрепление здоровья осужденных, формирование у них устойчивых навыков ЗОЖ. Физическое воспитание организуется чаще всего в рамках досуговой деятельности, в форме спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.
- Иные направление относятся – экономическая, социально-политическая, экологическая и эстетическая воспитательная работа.
В рамках исправительных учреждений вопросами организации воспитательной работы с осужденными занимаются сотрудники учреждений (психологическая служба, сотрудники воспитательного аппарата). С этой целью создается необходимая материально-техническая база (комнаты по воспитательной работе, клубы, библиотеки и т.д.), имеющая необходимое оснащение, в том числе и методическое.
Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы
Воспитательная работа с осужденными осуществляется в трех основных формах:
- Массовые формы – направлены на охват всего контингента, отбывающего наказания в исправительном учреждении (лекции, концерты, тематические вечера и т.д.). Чаще всего данная форма используется для того чтобы быстро донести до осужденных необходимую информацию, охватить воспитательным воздействием как можно большее количество осужденных, подвести итоги, решить вопросы, которые требуют массового внимания и усилий.
- Групповые формы – являются наиболее распространенными и часто используемыми. Групповая форма воспитательной работы охватывает группу осужденных, чаще всего – это один конкретный отряд. Так же групповые формы могут применяться с группой осужденных, в которую входят лица имеющие проблемы с дисциплиной, либо проходящие подготовку к освобождению и т.п.
Индивидуальная форма – одна из наиболее эффективных форм воспитательной работы. Содержание индивидуальной формы:
- изучение взаимоотношений между осужденными, выявление проблем;
- установление неформального лидера в коллективе (группе, отряде);
- изучение личности каждого осужденного;
- составление индивидуальных планов работы с осужденными;
- организация работа по формированию навыков самовоспитания и самосовершенствования;
- воспитательная работа по подготовке осужденных к освобождению и т.д.
Ведущее место в организации воспитательной работы с осужденными принадлежит психологической службе исправительного учреждения. Основная часть мероприятий воспитательного характера возлагается на начальника отряда. Именно поэтому очень важно ставить на данные должности лиц, имеющих педагогическое, психологическое или юридическое образование, а также имеющих опыт работы с осужденными.
При организации и реализации воспитательной работы используются разнообразные психолого-педагогические методы:
- убеждение: наставления, поучения, пример и т.д.;
- организация поведения: показы, требования, объяснения, упражнения, поручения;
- торможение и коррекция отрицательного поведения: внушения, осуждения, порицания, наказания;
- стимулирование: одобрения, поощрения, похвалы, одобрения и т.д.
В настоящее время ведущее место в воспитательной работе с осужденными имеет самодеятельность. Основными задачами самодеятельности является:
- оказание посильной помощи осужденным в развитии духовной, нравственной и физической культуры;
- поддержка полезной и значимой инициативы осужденных;
- позитивное влияние на становление осужденных на путь исправления;
- организация интересного и продуктивного досуга;
- оказание содействия администрации исправительного учреждения в поддержании порядка и дисциплины среди осужденных;
- оказание помощи в формировании здорового взаимодействия между осужденными;
- оказание социальной помощи осужденным и их семьям.
Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.