Нравственное, моральное, художественно-эстетическое направления воспитательной работы
Нравственное направление воспитательной работы направлено на формирование у учащихся осмысления общечеловеческих ценностей, осознание собственной значимости и роли в социуме, понимании своего «Я».
Цель нравственного направления воспитательной работы – воспитание у каждого учащегося правильной нравственной жизненной позиции.
Достигается путем использования следующих форм и средств: уроков, бесед, практикумов и т.д. гуманитарного цикла.
Основным критерием оценки результативности является тестирование на определение нравственной воспитанности и мотивов.
Моральное направление воспитательной работы направлено на формирование у учащихся уважительного отношения к старшим, семье и окружающего человека социума.
Целью морального воспитания является осуществление подготовки ребенка полноценному и плодотворному существованию в рамках современного общества.
Формами и средствами реализации морального воспитания выступает организация: семейных праздников, психологической поддержки семьям, конференции, акции, диспуты, собрания и т.д.
Ведущим критерием оценки является наличие благоприятной атмосферы в детском коллективе, уважительное отношение к взрослым.
Художественно-эстетическое направление воспитательной работы направлено на привитие учащимся чувства прекрасного, умения его видеть как в естественной среде, так и в различных объектах культуры.
Цель художественно-эстетического воспитания – оказание учащимся помощи в реализации собственных природных задатков и творческих способностей.
Основными формами и средствами реализации выступают: уроки и занятия эстетического цикла, кружковая работа, факультативные уроки, посещение культурных и досуговых центров, концертов, конкурсов, выставок, встречи с выдающимися людьми, экскурсии.
Критериями оценок является уровень воспитанности учащихся и их общекультурное развитие.
Правовое, патриотическое, трудовое и экологическое направления воспитательной работы
Правовое направление воспитательной работы направлено на формирование у учащихся целостной картины представлений об окружающем обществе и роли человека в нем.
Цель правового воспитания – создание необходимых условий для выработки у учащихся основ правовой, нравственной, экономической, политической и экологической культуры, собственных взглядов и убеждений на разнообразные мирровозренческие подходы.
Ведущими формами и средствами реализации правового воспитания являются специализированные уроки, лекции, общешкольные мероприятия, встречи и т.д.
Критериями оценки выступают сформированность у учащихся национального и правового самосознания, ощущение собственного долга перед обществом и государством.
Патриотическое направление воспитательной работы направлено на формирование нравственных принципов и норм поведения в обществе, уважительного отношения к традициям собственного народа, готовности встать на защиту Отечества.
Цель патриотического воспитания – пропаганда героизма, воспитание гордости за подвиги предков, воспитание любви к Родине и готовности защитить ее от врагов.
Формы и средства патриотического воспитания – патриотические игры, встречи, сборы, классные часы, беседы, экскурсии, соревнования и иные мероприятия различного уровня.
Основным критерием оценки является сформированность у учащихся уважительного отношения к месту проживания (району, городу, селу), наличие желания защищать свою страну.
Трудовое направление воспитательной работы направлено на воспитание у учащихся уважительного отношения к собственному труду и труду других людей, воспитание трудолюбия.
Цель трудового воспитания – формирование культуры трудовой деятельности, овладение необходимыми бытовыми и трудовыми навыками, развитие профессиональной ориентации.
Средства и формы трудового воспитания: организация совместного общественно-полезного труда, уроки технологии, ярмарки, аукционы, выставки, трудовые десанты и т.д.
Основными критериями оценки является сформированность отношения учащихся к труду и наличие трудовых навыков, умение адаптироваться в трудовом коллективе и выполнять работу сообща.
Экологическое направление воспитательной работы направлено на формирование у учащихся экологического сознания, бережного отношения к природе и экологически адекватного поведения.
Цель экологического воспитания – формирование у учащихся экологической культуры и экологического мышления, необходимых для развития экологически духовной личности.
Формами и средствами экологического воспитания являются: работа на пришкольном участке или в природном уголке, конференции, диспуты, конкурсы, экскурсии, научная и исследовательская деятельность.
Критериями оценки выступают проявление учащимися любви к животным и растениям, готовность принимать участие в экологической деятельности, наличие стойкой потребности в общении с представителями животного и растительного мира, соблюдение экологических норм и правил.
Национальное и семейно-родовое направления воспитательной работы
Национальное направление воспитательной работы направлено на формирование у подрастающего поколения необходимого социального опыта межнациональных взаимоотношений и гордости за принадлежность к конкретной национальности.
Цель национального воспитания – формирование у учащихся национального самосознания и самоопределения, уважительного отношения к собственной Родине и народу ее населяющему.
Задачами национального воспитания выступают:
- уважительное отношение к родной земле, народным традициям, языку, символике, законам и т.д.;
- обеспечение условий для формирования духовного единства и связи между поколениями;
- формирование чувства собственного достоинства.
Средствами и формами работы выступают: тематические классные часы, экскурсии, встречи, фестивали и т.д.
Семейно-родовое направление воспитательной работы направлено на формирование взаимосвязи между поколениями и создание у учащихся идеальной модели семьи и семейных отношений.
Цель семейно-родового воспитания – создание условий для усвоения учащимися семейных ценностей, формирования этических норм взаимоотношений между членами одной семьи.
Задачи:
- осуществление полового воспитания;
- формирование уважительного отношения к старшим;
- осуществление подготовки к семейной жизни.
Основные средства и формы работы: уроки этики, тренинги, тематические классные часы, мероприятия, встречи и т.д.