Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коррекция в воспитательной работе

Значимость коррекции в воспитательной работе

Коррекция в воспитательной работе педагога очень важна. Особенно это актуально в наше время, когда встречается все больше детей и подростков, имеющих различные отклонения в поведении. Чаще всего причинами отклонений в поведении являются не правильно организованная воспитательная работа в семье. Детям многое позволяется, у них «идут на поводу», все это формирует у ребенка искаженное представление о нравственности и правилах поведения в обществе. В связи с чем, перед педагогами, организующими воспитательную работу, стоит задача по проведению коррекционных мероприятий в рамках осуществляемого воспитания.

В первую очередь детей и подростков, с которыми необходимо проводить коррекцию поведения, нужно вовлечь в воспитательную работу.

Для того, чтобы вовлечь ребенка в какую-либо деятельность, она должна быть интересна и значима для него. То есть необходимо организовать такую деятельность, которая вовлечет ребенка и покажет высокую коррекционную результативность.

Замечание 1

Таким образом, коррекционная воспитательная работа направлена на педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей и подростков, имеющих различные отклонения в поведении.

Коррекционная воспитательная работа предоставляет детям возможность удовлетворять свои познавательные интересы и возрастные потребности в области обучения и воспитания, позволяет каждому ребенку увидеть себя со стороны, понять, как к нему относятся окружающие и в чем заключаются ошибки поведения и общения с другими. Все это помогает детям найти наиболее оптимальный вариант взаимоотношений с педагогами, сверстниками, родителями и выбрать наиболее оптимальную форму собственного поведения.

Правильно организованная коррекционная воспитательная работа предоставляет детям и подросткам возможность не только свободы выбора действий, но и создает для них оптимальные условия для осуществления тренировки определенных личностных качеств и соблюдения норм межличностных отношений.

«Коррекция в воспитательной работе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методы коррекции в воспитательной работе

Выделяют четыре группы методов коррекционной воспитательной работы:

  1. Методы по разрушению негативного типа характера – включает в себя приемы по реконструкции характера ребенка.

  2. Методы, направленные на перестройку самосознания и мотивационной сферы ребенка. Включает в себя несколько приемов работы с детьми:

    • объективное переосмысление собственных недостатков и самосознания (упражнения, тренинги);
    • осуществление постепенной переориентировки самосознания детей (ролевые и деловые игры, тренинги);
    • переубеждение детей (беседы, встречи, примеры, тренинги, осуществление социально-значимой деятельности и т.д.);
    • обучение прогнозированию отрицательного поведения и его исправление (тренинги, упражнения, игры).
  3. Методы, направленные на перестройку жизненного опыта. Включают в себя несколько средств и приемов воспитательной работы:

    • предписание (список из нескольких пунктов, которые по мере усвоения ребенком расширяются, данные предписанные правила поведения, ребенок должен самостоятельно учиться соблюдать);
    • переключение (воспитание умения переключаться на другую деятельность, в случае если при выполнении первой у ребенка возникают негативные эмоции, которые могут спровоцировать отрицательное поведение);
    • переучивание (основано на привитии истинно правильных норм и правил поведения в обществе, формирование нравственного поведения);
    • регламентация общепринятого образа жизни (моральный облик, нравственность, духовность и т.д.).
  4. Методы, направленные на предупреждение негативного и стимулирование положительного поведения. Включает в себя следующие приемы коррекционной воспитательной работы:

    • использование поощрения за положительное поведение и поступки, и наказание за отрицательные;
    • приемы соревновательности;
    • работа на положительную перспективу.

Одним из наиболее часто используемых методов коррекционной воспитательной работы является метод реконструкции характера. Это связано с тем, что в данном методе коррекционный аспект проявляется наиболее ярко. Однако педагогу, организующему коррекционную воспитательную работу необходимо помнить, что при ликвидации отрицательных черт личности ребенка, возможно «разрушить» и положительные стороны. Поэтому работая с ребенком, необходимо осуществлять частичное изменение его личности, корректный и адекватный подход к вопросам коррекции поведения.

Метод реконструкции характера включает в себя несколько педагогических элементов:

  • выявление у воспитанника положительных качеств и черт личности, построение коррекционной работы с опорой на них;
  • осуществление прогнозирования возможного положительного развития личности ребенка, на основании выявленных положительных качеств;
  • восстановление тех положительных привычек и качеств, которые были «заглушены» неблагоприятными факторами воспитания и развития;
  • видоизменение и последующее искоренение тех отрицательных качеств, которые ребенок считает положительными;
  • искоренение вредных привычек, формирование навыков ЗОЖ.

Основным в данном методе является то, что он направлен на выявление положительных качеств в нравственном облике и поведении ребенка, и последующее построение всей коррекционной работы с опорой на них.

Приемы коррекции в воспитательной работе

Выделяют несколько видов приемов коррекционной воспитательной работы:

  1. Созидающие приемы – направлены на установление продуктивного взаимодействия между педагогом и ребенком (поощрение, проявление заботы, доброты, внимание и т.д.), необходимого для результативности коррекционной воспитательной работы.
  2. Вспомогательные приемы – направлены на организацию положительных примеров, на которые ребенок будет опираться в процессе формирования правильного поведения и воспитания нравственных качеств личности.

Большое значение в коррекционной воспитательной работе имеет организация интересной и познавательной совместной деятельности, в рамках которой ребенок имеет возможность научиться устанавливать контакты, взаимодействовать с другими участниками, осуществлять оценку собственных действий и поведения, стремиться к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Дата последнего обновления статьи: 02.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot