Значимость коррекции в воспитательной работе
Коррекция в воспитательной работе педагога очень важна. Особенно это актуально в наше время, когда встречается все больше детей и подростков, имеющих различные отклонения в поведении. Чаще всего причинами отклонений в поведении являются не правильно организованная воспитательная работа в семье. Детям многое позволяется, у них «идут на поводу», все это формирует у ребенка искаженное представление о нравственности и правилах поведения в обществе. В связи с чем, перед педагогами, организующими воспитательную работу, стоит задача по проведению коррекционных мероприятий в рамках осуществляемого воспитания.
В первую очередь детей и подростков, с которыми необходимо проводить коррекцию поведения, нужно вовлечь в воспитательную работу.
Для того, чтобы вовлечь ребенка в какую-либо деятельность, она должна быть интересна и значима для него. То есть необходимо организовать такую деятельность, которая вовлечет ребенка и покажет высокую коррекционную результативность.
Таким образом, коррекционная воспитательная работа направлена на педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей и подростков, имеющих различные отклонения в поведении.
Коррекционная воспитательная работа предоставляет детям возможность удовлетворять свои познавательные интересы и возрастные потребности в области обучения и воспитания, позволяет каждому ребенку увидеть себя со стороны, понять, как к нему относятся окружающие и в чем заключаются ошибки поведения и общения с другими. Все это помогает детям найти наиболее оптимальный вариант взаимоотношений с педагогами, сверстниками, родителями и выбрать наиболее оптимальную форму собственного поведения.
Правильно организованная коррекционная воспитательная работа предоставляет детям и подросткам возможность не только свободы выбора действий, но и создает для них оптимальные условия для осуществления тренировки определенных личностных качеств и соблюдения норм межличностных отношений.
Методы коррекции в воспитательной работе
Выделяют четыре группы методов коррекционной воспитательной работы:
Методы по разрушению негативного типа характера – включает в себя приемы по реконструкции характера ребенка.
Методы, направленные на перестройку самосознания и мотивационной сферы ребенка. Включает в себя несколько приемов работы с детьми:
- объективное переосмысление собственных недостатков и самосознания (упражнения, тренинги);
- осуществление постепенной переориентировки самосознания детей (ролевые и деловые игры, тренинги);
- переубеждение детей (беседы, встречи, примеры, тренинги, осуществление социально-значимой деятельности и т.д.);
- обучение прогнозированию отрицательного поведения и его исправление (тренинги, упражнения, игры).
Методы, направленные на перестройку жизненного опыта. Включают в себя несколько средств и приемов воспитательной работы:
- предписание (список из нескольких пунктов, которые по мере усвоения ребенком расширяются, данные предписанные правила поведения, ребенок должен самостоятельно учиться соблюдать);
- переключение (воспитание умения переключаться на другую деятельность, в случае если при выполнении первой у ребенка возникают негативные эмоции, которые могут спровоцировать отрицательное поведение);
- переучивание (основано на привитии истинно правильных норм и правил поведения в обществе, формирование нравственного поведения);
- регламентация общепринятого образа жизни (моральный облик, нравственность, духовность и т.д.).
Методы, направленные на предупреждение негативного и стимулирование положительного поведения. Включает в себя следующие приемы коррекционной воспитательной работы:
- использование поощрения за положительное поведение и поступки, и наказание за отрицательные;
- приемы соревновательности;
- работа на положительную перспективу.
Одним из наиболее часто используемых методов коррекционной воспитательной работы является метод реконструкции характера. Это связано с тем, что в данном методе коррекционный аспект проявляется наиболее ярко. Однако педагогу, организующему коррекционную воспитательную работу необходимо помнить, что при ликвидации отрицательных черт личности ребенка, возможно «разрушить» и положительные стороны. Поэтому работая с ребенком, необходимо осуществлять частичное изменение его личности, корректный и адекватный подход к вопросам коррекции поведения.
Метод реконструкции характера включает в себя несколько педагогических элементов:
- выявление у воспитанника положительных качеств и черт личности, построение коррекционной работы с опорой на них;
- осуществление прогнозирования возможного положительного развития личности ребенка, на основании выявленных положительных качеств;
- восстановление тех положительных привычек и качеств, которые были «заглушены» неблагоприятными факторами воспитания и развития;
- видоизменение и последующее искоренение тех отрицательных качеств, которые ребенок считает положительными;
- искоренение вредных привычек, формирование навыков ЗОЖ.
Основным в данном методе является то, что он направлен на выявление положительных качеств в нравственном облике и поведении ребенка, и последующее построение всей коррекционной работы с опорой на них.
Приемы коррекции в воспитательной работе
Выделяют несколько видов приемов коррекционной воспитательной работы:
- Созидающие приемы – направлены на установление продуктивного взаимодействия между педагогом и ребенком (поощрение, проявление заботы, доброты, внимание и т.д.), необходимого для результативности коррекционной воспитательной работы.
- Вспомогательные приемы – направлены на организацию положительных примеров, на которые ребенок будет опираться в процессе формирования правильного поведения и воспитания нравственных качеств личности.
Большое значение в коррекционной воспитательной работе имеет организация интересной и познавательной совместной деятельности, в рамках которой ребенок имеет возможность научиться устанавливать контакты, взаимодействовать с другими участниками, осуществлять оценку собственных действий и поведения, стремиться к самосовершенствованию и самовоспитанию.