Сущность понятия воспитательная работа
В настоящее время существует два общепринятых определения понятия «воспитательная работа»:
- Воспитательная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на организацию совместной жизнедеятельности детей и взрослых, осуществляемая отдельным педагогом или коллективом педагогов, с целью наиболее эффективного саморазвития и самореализации детей.
- Воспитательная работа – специально организуемая педагогическая деятельность, во внеурочное время, направленная на формирование у детей конкретных личностных качеств.
Педагоги любого образовательного учреждения осуществляют организованную профессиональную деятельность, основное направление которой – это решение основных воспитательных задач. Данная деятельность не только оказывает целенаправленное воспитательное воздействие на учащихся, но и предусматривает обязательный учет той среды, которая окружает ребенка и при необходимости на среду оказывается активное коррекционное воздействие.
Таким образом, целенаправленное воспитательное воздействие педагога на учащихся в рамках реализации своих педагогических профессиональных функций и принято называть воспитательной работой.
Содержание воспитательной работы включает в себя организацию и последующую реализацию комплекса педагогических и организационных задач, которые решаются педагогом последовательно для обеспечения наиболее эффективного развития личности учащегося. Осуществляется это подбором действенных методов, средств и приемов воспитания, в соответствии с поставленными воспитательными задачами.
Воспитательная работа предусматривает обязательную организацию совместной деятельности учащихся и педагога, регулирование их взаимоотношений и отношений с социальными институтами, которые оказывают влияние на развитие и становление личности ребенка.
Любая воспитательная работа, организуемая педагогом, обязательно должна начинаться с уточнения воспитательных целей, подбора эффективных методов и средств работы с детьми, а также с осознания педагогом собственной воспитательной функции.
Функции воспитательной работы
Функции воспитательной работы принято подразделять на три основные группы:
Функции, связанные с непосредственным воздействием педагога на учащихся:
- ознакомление и изучение с индивидуальными особенностями развития каждого учащегося, его интересами и спецификой окружающей среды;
- осуществление программирования воспитательного воздействия на учащихся;
- непосредственная реализация подобранного комплекса методов, средств и форм работы с учащимися;
- анализ эффективности воспитательного воздействия на учащихся.
Функции, которые связаны с организацией воспитательной среды для учащихся:
- работа по сплочению детского коллектива;
- создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы в коллективе;
- включение учащихся в различные виды социально значимой деятельности;
- формирование и развитие детского самоуправления.
Функции, направленные на оказание коррекционного влияния различных субъектов на социальные взаимоотношения ребенка:
- оказание социальной помощи семье учащегося;
- взаимодействие семьи учащегося с педагогическим коллективом;
- оказание коррекционного воздействия СМИ на личность учащегося;
- организация взаимодействия учащегося, его семьи с иными образовательными организациями.
Основное место в воспитательной работе, которую проводит педагог, занимает организационная деятельность, так как именно от ее качества зависит эффективности всей работы.
Цель и задачи воспитательной работы
Основной целью воспитательной работы является создание оптимальных условий для самореализации и саморазвития личности каждого учащегося, его последующей успешной социализации в обществе, оказание психолого-педагогической поддержки в процессе становления и развития ответственного, высокоразвитого, инициативного, компетентного и творческого гражданина.
Достижение данной цели осуществляется посредством решения ряда следующих задач:
- Формирование у учащихся устойчивой гражданской и социальной позиции, развитие патриотизма и национального самосознания, путем внедрения в образовательно-воспитательный процесс активной идеологической работы и формирования толерантного отношения к окружающим.
- Осуществление совершенствования модели взаимодействия образовательного учреждения, в лице педагогического коллектива и родителей учащихся, по вопросам всестороннего и полноценного воспитания детей.
- Использование инновационных технологий для организации эффективной культурно-воспитательной среды образовательного учреждения.
- Развитие у каждого учащегося творческого потенциала и лидерских качеств, через оказание комплексной поддержки наиболее актуальных и значимых инициатив участников педагогического процесса, а так же через активизацию деятельности детских общественных объединений образовательного учреждения.
- Создание эффективных условий для сохранения, укрепления и развития эмоционального, духовного, личностного, физического и интеллектуального здоровья всех участников педагогического процесса.
- Оказание поддержки творческой активности учащихся в любых сферах деятельности, активизация работу ученического самоуправления, создание необходимых условий для развития сплоченного общешкольного коллектива.
- Совершенствование системы семейного воспитания, повышение уровня педагогической компетенции родителей.
Таким образом, основным направлением воспитательной работы является полноценное и всестороннее развитие личности ребенка, посредством организации совместной со взрослыми деятельности любого вида и направления.