Основные педагогические идеи Я. Корчака
Дом сирот – это воспитательное учреждение, основанное на принципе абсолютной значимости и ценности детства.
Дом сирот был основан в 1912 году и базировался на инновационном подходе Корчака к воспитанию детей. Данный подход основан на следующих принципах:
- Самоценность детства.
- Детство – фундамент жизнедеятельности человека. В этот период происходит становление личности и закладка ее нравственных ориентиров деятельности.
- Детство – полноценный этап жизни и развития.
- Дети отличаются от взрослых только особенностями чувственного и психического развития.
- Равноправие и равноценность детей и взрослых.
- Ребенок имеет право на уважение и выбор своего жизненного пути, наличие каких-то индивидуальных особенностей.
- Процесс воспитания не может быть реализован без участия ребенка.
- Ребенок - важный субъект воспитательной системы.
- В основе воспитания подрастающего поколения лежит создание для этого соответствующих условий: доброжелательной обстановки, уважительного отношения, доверительных взаимоотношений, признание прав и свобод, идей и взглядов ребенка.
- Индивидуальная ориентация воспитательного процесса.
Воспитание в доме сирот было нацелено на создание условий для полноценного, комплексного, гармоничного развития внутреннего потенциала каждого воспитанника и создание личности, проявляющей уважение к добру, красоте, свободе, собственному «я» и личности другого человека.
В ходе воспитания, Корчак предполагал необходимость использования новых приемов и методов воспитания, которые позволят превратить детство в великую ценность и этап развития, принять значимость детства и необходимость воспитания для полноценной жизнедеятельности каждого гражданина.
Корчак считал, что ребенок достоин уважения, независимо от его особенностей личностного развития, условий жизнедеятельности и иных факторов. Эту свободу необходимо утверждать и закреплять в воспитательном процессе.
Педагогическая система Я. Корчака, реализованная в доме сирот, основывалась на следующих положениях о воспитании:
- Рассмотрение педагогики, в качестве науки о человеке, а не о ребенке или взрослом.
- Соблюдение реальных прав ребенка на выражение своего мнения, своих желаний и потребностей.
- Исключение насилия и методов принуждения в воспитании.
- Гнев и раздражение взрослых на ошибки детей не способствует их устранению, а напротив, портит ребенка.
- Взрослый выступает в воспитательном процессе гидом, а ребенок туристом, поскольку, ему неведомы законы его функционирования и требуется познать их и устройство окружающей действительности, освоить правила взаимодействия и построения оптимальных взаимоотношений с другими людьми.
- Уважение самобытности каждого воспитанника.
- Построение паритетной системы взаимоотношений между детьми и взрослыми в воспитательном процессе.
- Оказание помощи и поддержки ребенку.
- Ориентация на личностное развитие ребенка и раскрытие его природного потенциала.
Детское самоуправление как основа самовоспитания в доме сирот
Самовоспитание, по мнению Я. Корчака, лежит в основе воспитания и развития подрастающего поколения.
Чтобы достичь целей и задач воспитания, заложенных педагогической системой нового типа, Корчак создал систему организации жизнедеятельности воспитанников Дома сирот, основанную на самоуправлении. Это обеспечивало формирование навыков самостоятельности у детей, раскрытию их природных качеств, формированию коллектива детей, основанного на отношениях равноправия, справедливости, добра и взаимопомощи.
Самоуправление способствует реализации саморазвития и самосовершенствования ребенка.
По своей структуре, система самоуправления дома сирот состояла из следующих элементов:
- Совет самоуправления – законодательный орган детского самоуправления, который занимался разработкой правил поведения, формировал основы жизнедеятельности детей. в него входили 10 детей и один педагог. Он реализовывал воспитательные функции, посредством создания проблемных комиссий по определенным вопросам, решения которых были обязательны для всех.
- Сейм – высший орган детского самоуправления.
- Педагогический совет.
- Собрания детей и педагогов.
- Суд – орган реализации защиты прав и свобод каждого воспитанника, поддержания его интересов и создания условий для удовлетворения потребностей. Суд занимался регулированием отношений детей, исключая применения наказаний, насильственного принуждения, лишения прав и свобод. Заседания суда носили гласный характер. Каждый ребенок обладал правом голоса и свободой высказывания своего мнения.
Детское самоуправление реализовывалось на основании демонстрации педагогами своего поведения. Например, Корчак неоднократно подавал на себя в суд, когда был неправ во взаимоотношениях и взаимодействии с детьми.
Деятельность суда основывалась на специальном кодексе, главным правилом которого было прощение – если ребенок совершил что-то плохое, то остальные должны простить его, проанализировав ситуацию. Как правило, анализ показывал, что плохой поступок был совершен случайно, по незнанию, что так поступать плохо, а если ребенок не знал, то впредь, будет знать и не повторит совершенного. Предполагалось, что ребенок должен осознать сам свою ошибку и исправить ее. Его надо простить и ждать его исправления.
Самоуправление имело важное воспитательное значение. Каждый ребенок осознавал себя частью коллектива, которым он может управлять. Происходило устранение тирании любого рода, исключалось насилие, конфликты разрешались конструктивным путем, а в коллективе складывались гуманистические взаимоотношения.
Самоуправление реализовывалось с применением большого числа игровых форм деятельности. игра расслабляла детей, давала выход их эмоциям и, в то же время, способствовала контролю поведения детей, координировала их действия. Все это, оказывало положительное влияние на саморазвитие ребенка