Воспитательный потенциал сказок в развитии дошкольников
Современное общество требует от дошкольной образовательной системы воспитания всесторонне развитых личностей, наделенных нравственными, патриотическими качествами, владеющими моральными принципами социального поведения.
Первые знания и представления об окружающем мире и его устройстве ребенок получает из сказок.
Сказка – это жанр народного фольклора; увлекательный рассказа о вымышленных событиях, происходящих в реальном или фантастическом мире.
Сказка является тем литературным жанром, который отлично помогает в нравственном воспитании дошкольников. Актуальность использования сказок в нравственном воспитании объясняется следующими аспектами:
- Сюжетная композиция сказки и ее содержание отражают суть социальных взаимоотношений и социального взаимодействия;
- Насыщенные образы положительных и отрицательных героев, с ярко выраженным противопоставлением добра и зла;
- В фантастических образах героев сказок заложены определенные нравственные признаки личности и ее поведения;
- Выразительный язык;
- Динамичность сюжета и событий;
- Причинно-следственные связи в сказках являются доступными для детского восприятия и понимания;
- Передача основ и принципов нравственного поведения в обществе осуществляется через поступки героев сказок;
- Посредством сказок у ребенок формируется уверенность в торжество справедливости, правды и добра;
- Сказки развивают эмоциональное восприятие и эмоциональные переживания ребенка;
- Сказки помогают в развитии воображения и фантазии;
- Сказки учат пониманию мотивов поведения героев;
- Сказки формируют эмоциональную отзывчивость ребенка.
Дошкольный возраст – это основной этап формирования нравственных качеств личности. В этой связи, уделяется огромное значение использованию сказок в воспитательном процессе. Они имеют огромный воспитательный потенциал, формируя основы нравственности, понимание значимости моральных ценностей общества, помогая в выработке своего отношения к миру и своего мировоззрения.
Благодаря чтению сказок, ребенок постигает основы устройства мира, его законов, учится жить в мире, постигая его поучительную правду из сказочных сюжетов.
Всесторонне развитие личности, наделенной гуманными свойствами и моральными принципами поведения возможно при его знакомстве с литературными произведениями. В силу возрастных особенностей развития дошкольников, такими произведениями выступают сказки. Они помогают в зарождении личности ребенка, наделяя его духовностью, милосердием и гуманностью. В сюжетах сказок заложена нравственность, восприятие которой доступно для детей дошкольного возраста. В этой связи, сказка является наиболее подходящим и эффективным средством воспитания нравственности дошкольников.
Рисунок 1. Воспитание сказкой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этапы воспитательной работы с применением сказок
Использование сказок в воспитательном процессе дошкольного образовательного заведения в качестве средства нравственного воспитания детей осуществляется на основе планирования и представляет собой поэтапную реализацию, намеченных в плане действий и мероприятий.
К основным этапом воспитательной работы со сказками относятся:
- Организационный этап. Он включает в себя подготовку к обучению и воспитанию детей. воспитатель проводит диагностические исследования по выбору наиболее эффективных мероприятий и приемов воспитательной работы, анализируя свой воспитательный потенциал и воспитательный потенциал семей воспитанников. Педагог проводит беседы и анкетирования родителей, чтобы выявить их педагогические компетенции и подобрать методическую, художественную и иную литературу для занятий, определить возможные для проведения мероприятия, подобрать иные материалы и атрибуты для воспитательной работы.
- Практический этап. это основной этап воспитательной работы. Он предполагает составление содержания воспитательных занятий с детьми, включающее: проектирование игровой деятельности, проведение занятий по выразительному чтению сказок, ознакомление детей с инсценировкой сказок, мотивирование детей к участию в занятиях, к чтению сказок, подбор атрибутов для занятия – наглядных пособий, иллюстраций, создание презентаций. На этом этапе, также, реализуется работа с родителями. Педагоги проводят с ними консультации, беседы о значимости сказки в жизни и развитии ребенка.
- Заключительный этап. На нем реализуется подведение итогов своей деятельности, достижение целей и задач, анализируется эффективность воспитательной работы и полноценность выполнения плановых мероприятий. Также, педагог знакомит родителей с результатами воспитательной работы, акцентирует внимание на их успехах и недочетах в деятельности детей и воспитательной работе с родителями.
Методы воспитательной работы с применением русских народных сказок
К основным методам формирования нравственных свойств ребенка, посредством сказок относятся следующие:
- Ознакомление детей с содержанием сказки. Организуется чтение сказки, проведение бесед по ней, педагог поясняет ее содержание, задает вопросы, чтобы понять насколько дети усвоили ее суть. Чтобы вызвать у ребенка эмоциональное восприятие сказки и ее героев, применяются иллюстрации: бумажные носители, журналы, книги, презентации на ПК или интерактивной доске.
- Рассказывание. Этот метод способствует более быстрому и успешному усвоению содержания сказки. Когда педагог рассказывает сказку сам, используя для этого приемы выразительной речи, меняя интонацию, поясняя отдельные сцены и действия героев, то дети более глубоко проникают в суть сюжета сказки.
- Дидактические игры. Игровая деятельность способствует устранению психического барьера и напряжения ребенка. Он полностью погружает в сказочное действие, постигая его нравственные основы.
- Литературные викторины. Их используют для более лучшего запоминания и анализа сказочного действия, поступков героев.
- Сюжетные игры и театральные постановки. Они используются для более полного восприятия, как бы принятия на себя, нравственных обликов героев и их поступков.