Воспитательные возможности современных уроков
Процесс воспитания имеет важное значение в современной системе образования. Воспитание идет наравне с обучением и пронизывает все его стадии и направления деятельности.
Воспитательный процесс в образовательном учреждении реализуется через использование воспитательных возможностей каждого учебного занятия. Воспитание должно реализовываться на каждом уроке и стать регулярным процессом. Периодическое проведение классных часов по различным темам воспитания не решает всех поставленных воспитательных задач и не способствует эффективному развитию подрастающего поколения.
Существует несколько подходов к реализации воспитательных возможностей каждого урока:
- Каждый урок наделяется воспитательными возможностями и выполняет воспитательные функции. Это означает, что каждое учебное занятие строится на основании дидактических принципов. Он ориентируется на достижение конкретной цели, путь к которой оказывает воздействие на формирование у учащихся определенных качеств.
- Случайное воспитательное воздействие урока. Оно осуществляется путем проб и ошибок, т.е. педагог не организует учебное занятие по дидактическим законам, не ориентирует его проведение на достижение конкретной цели, а делает выводы об успехе урока, его воспитательном значении на основании случайных открытий, неожиданных итогов применения стандартных методик. Это не дает долгосрочного воспитательного эффекта. Урок оказывается воспитательно значимым в одном случае и не имеет воспитательного эффекта в другом.
- Методическое осмысление построения учебного занятия. Это означает соотношение дидактических принципов с воспитательными методами. Все приемы работы на уроке должны быть проанализированы на их воспитательные возможности и достижение конкретного воспитательного эффекта. Это требует от педагога наблюдения за детьми, видения их отношений, эмоционального восприятия учебной информации. Видение педагогом отношений помогает ему активизировать воспитательный потенциал урока.
Требования к организации современного урока, наделенного воспитательными функциями
Каждый урок обладает определенным воспитательным потенциалом, состоящим из следующих компонентов:
- Содержание урока;
- Эстетические компоненты;
- Стиль общения педагога;
- Дидактические принципы построения учебного занятия;
- Стиль общения на уроке;
- Культура управления образовательным процессом;
- Методы организации образовательной деятельности;
- Гуманные отношения;
- Мотивация к познанию и развитию;
- Благоприятный психологический микроклимат.
Чтобы воспитательный потенциал современного урока был реализован, требуется выполнить ряд требований к его организации. К ним относятся:
- Правильная, поэтапная организация урока. Урок должен иметь мотивирующее начало и завершаться подведением итогов: анализ успехов достижения цели урока, выявление проблемных моментов с поиском путей их разрешения.
- Организация учебного занятия в соответствующих условиях: наличие оборудования, соблюдение санитарных норм.
- Предварительное планирование урока. Педагог ставит цель проведения учебного занятия и планирует направления деятельности учащихся для ее достижения.
- Развивающий характер учебного занятия. Деятельность педагога должна быть ориентированной на построение сотрудничества с учащимися. Также, он использует методы стимуляции учащихся к установлению продуктивного взаимодействия на уроке. Применяются методы проблемного обучения, заставляющие учащихся принимать участие в самостоятельном поиске информации и принятии самостоятельных решений.
- Активизация деятельности учащихся на уроке. Для этого применяются различные современные приемы и технологии. Они позволяют развить активность учащихся, сделать уроки интересными и желанными, что в свою очередь, воспитывает и развивает учащихся.
- Самостоятельное подведение итогов. Оценку результатов работы на уроке, его познавательный и воспитательный эффект должны дать сами учащиеся. Педагог только помогает сформулировать выводы.
- Приоритетную позицию на уроке занимает учащийся и его личностное развитие.
- Использование на уроке здоровьесберегающих технологий и методов минимизации расхода временных ресурсов.
- Максимальный упор на творческое развитие учащихся. Для этого требуется исключить шаблонные методы деятельности, следование определенному алгоритму, а предоставить учащимся реализовывать свое видение решения поставленной задачи, нестандартными способами.
- Учет воспитательного потенциала учащихся. Педагогу требуется учитывать стремления учащихся, их эмоциональный настрой и воспитательные возможности на каждом конкретном уроке.
- Педагог должен показывать учащимся свои методические способности.
- Создание условий реализации обратной связи. Педагогу требуется достичь ответной реакции учащихся на оказываемое воспитательное воздействие.
Современный урок организуется другими способами и методами. Он отличается от традиционного отсутствием четкого следования алгоритму работы. Педагог выбирает методы и средства работы, исходя из конкретной цели урока, воспитательного потенциала учащихся и своего творческого видения.
На уроках поощряется самостоятельная деятельность учащихся. Это воспитывает их инициативность и навыки самостоятельной деятельности: самостоятельный поиск информации, принятие решений, формулирование выводов и умозаключений.
Огромное внимание на современном уроке уделяется формированию аналитической работы учащихся. Они учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять. Данные навыки способствуют активизации самоанализа своей деятельности. Учащиеся анализируют свои успехи и неудачи, учатся принимать их и корректировать, преодолевать трудности. Это способствует формированию адекватной самооценки.