Культура поведения дошкольников и ее составные элементы
Начиная с раннего возраста, ребенок начинает приобщаться к социуму, строя взаимоотношения с окружающими его людьми. Это приводит к постепенному освоению навыков и развитию опыта общественного поведения, навыки которого целесообразно прививать с раннего детства, чтобы потом избежать трудностей в социализации и построении своей деятельности в различных сферах.
Дошкольный возраст является идеальным для формирования основных навыков общественного поведения, особенно, если ребенок посещает дошкольное учреждение образования, то он ежедневно общается со сверстниками, осваивает навыки коллективного поведения, исследует и выполняет на практике нормы морального поведения в обществе, учится координированию и регулированию взаимоотношений и взаимосвязей с различными возрастными категориями.
Культура поведения является основой деятельности интеллигентного, воспитанного и культурного человека. Культура поведения ребенка дошкольного возраста включает в себя комплекс общественно значимых и полезных форм ежедневной деятельности в бытовых условиях, в построении коммуникативных связей, в учебно-воспитательной деятельности, в игре и иных областях жизненного пространства, в котором ребенок принимает активное участие.
Культуру поведения нельзя отождествлять со следованием этическим нормам. Это не просто этикет. Культура поведения базируется на нравственных свойствах личности, ее моральных ценностях, подкрепляется чувственной и эмоциональной сферами.
Рисунок 1. Воспитание культуры поведения у дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В дошкольном образовательном заведении уделяется особое внимание формированию культуры поведения ребенка. Воспитатели демонстрируют детям, как необходимо себя вести на занятиях, как соблюдать режим дня группы, как строить взаимоотношения с коллективом, реализовывать себя и свои способности в игровой деятельности, не нанося ущерба личности сверстников.
Поведение в различных сферах деятельности дошкольного учебно-воспитательного заведения является процессом многократным, поскольку дети выполняют одни и те же действия регулярно. Это постепенно доходит до автоматизма, так что, навыки поведения в той или иной сфере становятся привычкой.
Педагоги приучают детей здороваться и прощаться, убирать свою одежду, игрушки, приводить в порядок свое рабочее место, есть и спать в одно и то же время. Это способствует овладению детьми различных навыков и привитию конкретных норм поведения в коллективной среде.
Каждый временной период режима дня дошкольника обладает многогранными воспитательными возможностями. Их грамотное применение играет большое значение в формировании культуры поведения. Поэтому компетентность и опыт воспитателя имеет решающее значение в формировании навыков культурного поведения дошкольника и их совершенствовании на дальнейших этапах развития.
Культура поведения дошкольников, по своему структурному строению, представляет собой систему, состоящую из следующих составных и тесно взаимодействующих элементов:
- Культура деятельности.
- Культура гигиены.
- Культура общения.
Формирование культуры деятельности дошкольника
Культура деятельности начинает закладываться с младшего дошкольного возраста и предполагает формирование основ овладения навыками культуры действий с различными предметами, собственными вещами, применения их в игровой, трудовой, учебной деятельности. Благодаря этим действиям происходит усвоение дошкольником положительного опыта взаимодействия с людьми, организации трудовых и игровых форм взаимоотношений, бережного отношения к вещам, предметам быта, уважения к собственному и чужому труду.
Культура деятельности развивается посредством привития детям навыков правильного обращения с вещами – книгами, игрушками, предметами одежды, бережного отношения к общественному имуществу, развития способностей подготавливать свое рабочее место, реализовывать организаторские умения в игре и труде, планировать свою деятельность, рационально расходовать свое время, нести ответственность за свои действия, доводить начатое до логического завершения.
В зависимости от возрастных особенностей развития дошкольника детям прививаются навыки оптимальной организации своего свободного времени, с учетом распорядка дня в семье и дошкольном учебно-воспитательном заведении. В основном, такие навыки получают полноценное развитие в старшем дошкольном возрасте, когда дети учатся самостоятельно организовывать общественно важную и полезную деятельность. В младшем дошкольном возрасте, такая деятельность организуется родителями и воспитателями.
Планирование своих действий развивается уже в старшем дошкольном возрасте, на подготовительном этапе развития дошкольника к процессу школьного обучения. Планирование предполагает усвоение правил организации своей деятельности:
- Определение реквизита и средств для организации предстоящей деятельности.
- Определение местоположения своей деятельности.
- Подготовка рабочего места.
- Организация своей деятельности таким образом, чтобы сохранить порядок, не навредить другим людям, довести дело до конца.
- Приведение себя и своего рабочего места в порядок после завершения деятельности.
Развитие основных гигиенических навыков дошкольников
Развитие навыков личной и общественной гигиены играет приоритетное значение в формировании здоровья, навыков правильного поведения в бытовой сфере и социуме.
Формирование основных навыков гигиены дошкольников имеет целью доведения их до автоматизма. Дети должны выполнять гигиенические правила легко и непринужденно, развивать навыки и совершенствовать с течением времени.
В младшем дошкольном возрасте дети приучаются к элементарным правилам: мытье рук перед едой, после прогулки, посещение туалета, чистка зубов два раза в день, ежедневные водные процедуры и т.д.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети приобщаются к осознанному выполнению правил гигиены, их уважению, принятию их важности и значимости для поддержания здоровья и рациональной организации иных видов деятельности.
Воспитание гигиенических навыков деятельности основывается на применении следующих педагогических приемов:
- Демонстрация личного примера;
- Прямое обучение;
- Выполнение различных упражнений;
- Организация дидактических игр;
- Регулярное напоминание о выполнении гигиенических процедур;
- Совершенствование гигиенических навыков с возрастным развитием.