Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание культуры поведения у дошкольников

Культура поведения дошкольников и ее составные элементы

Начиная с раннего возраста, ребенок начинает приобщаться к социуму, строя взаимоотношения с окружающими его людьми. Это приводит к постепенному освоению навыков и развитию опыта общественного поведения, навыки которого целесообразно прививать с раннего детства, чтобы потом избежать трудностей в социализации и построении своей деятельности в различных сферах.

Дошкольный возраст является идеальным для формирования основных навыков общественного поведения, особенно, если ребенок посещает дошкольное учреждение образования, то он ежедневно общается со сверстниками, осваивает навыки коллективного поведения, исследует и выполняет на практике нормы морального поведения в обществе, учится координированию и регулированию взаимоотношений и взаимосвязей с различными возрастными категориями.

Культура поведения является основой деятельности интеллигентного, воспитанного и культурного человека. Культура поведения ребенка дошкольного возраста включает в себя комплекс общественно значимых и полезных форм ежедневной деятельности в бытовых условиях, в построении коммуникативных связей, в учебно-воспитательной деятельности, в игре и иных областях жизненного пространства, в котором ребенок принимает активное участие.

Замечание 1

Культуру поведения нельзя отождествлять со следованием этическим нормам. Это не просто этикет. Культура поведения базируется на нравственных свойствах личности, ее моральных ценностях, подкрепляется чувственной и эмоциональной сферами.

Воспитание культуры поведения у дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Воспитание культуры поведения у дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Воспитание культуры поведения у дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В дошкольном образовательном заведении уделяется особое внимание формированию культуры поведения ребенка. Воспитатели демонстрируют детям, как необходимо себя вести на занятиях, как соблюдать режим дня группы, как строить взаимоотношения с коллективом, реализовывать себя и свои способности в игровой деятельности, не нанося ущерба личности сверстников.

Поведение в различных сферах деятельности дошкольного учебно-воспитательного заведения является процессом многократным, поскольку дети выполняют одни и те же действия регулярно. Это постепенно доходит до автоматизма, так что, навыки поведения в той или иной сфере становятся привычкой.

Педагоги приучают детей здороваться и прощаться, убирать свою одежду, игрушки, приводить в порядок свое рабочее место, есть и спать в одно и то же время. Это способствует овладению детьми различных навыков и привитию конкретных норм поведения в коллективной среде.

Каждый временной период режима дня дошкольника обладает многогранными воспитательными возможностями. Их грамотное применение играет большое значение в формировании культуры поведения. Поэтому компетентность и опыт воспитателя имеет решающее значение в формировании навыков культурного поведения дошкольника и их совершенствовании на дальнейших этапах развития.

Культура поведения дошкольников, по своему структурному строению, представляет собой систему, состоящую из следующих составных и тесно взаимодействующих элементов:

  1. Культура деятельности.
  2. Культура гигиены.
  3. Культура общения.

Формирование культуры деятельности дошкольника

Культура деятельности начинает закладываться с младшего дошкольного возраста и предполагает формирование основ овладения навыками культуры действий с различными предметами, собственными вещами, применения их в игровой, трудовой, учебной деятельности. Благодаря этим действиям происходит усвоение дошкольником положительного опыта взаимодействия с людьми, организации трудовых и игровых форм взаимоотношений, бережного отношения к вещам, предметам быта, уважения к собственному и чужому труду.

Культура деятельности развивается посредством привития детям навыков правильного обращения с вещами – книгами, игрушками, предметами одежды, бережного отношения к общественному имуществу, развития способностей подготавливать свое рабочее место, реализовывать организаторские умения в игре и труде, планировать свою деятельность, рационально расходовать свое время, нести ответственность за свои действия, доводить начатое до логического завершения.

В зависимости от возрастных особенностей развития дошкольника детям прививаются навыки оптимальной организации своего свободного времени, с учетом распорядка дня в семье и дошкольном учебно-воспитательном заведении. В основном, такие навыки получают полноценное развитие в старшем дошкольном возрасте, когда дети учатся самостоятельно организовывать общественно важную и полезную деятельность. В младшем дошкольном возрасте, такая деятельность организуется родителями и воспитателями.

Планирование своих действий развивается уже в старшем дошкольном возрасте, на подготовительном этапе развития дошкольника к процессу школьного обучения. Планирование предполагает усвоение правил организации своей деятельности:

  1. Определение реквизита и средств для организации предстоящей деятельности.
  2. Определение местоположения своей деятельности.
  3. Подготовка рабочего места.
  4. Организация своей деятельности таким образом, чтобы сохранить порядок, не навредить другим людям, довести дело до конца.
  5. Приведение себя и своего рабочего места в порядок после завершения деятельности.

Развитие основных гигиенических навыков дошкольников

Развитие навыков личной и общественной гигиены играет приоритетное значение в формировании здоровья, навыков правильного поведения в бытовой сфере и социуме.

Формирование основных навыков гигиены дошкольников имеет целью доведения их до автоматизма. Дети должны выполнять гигиенические правила легко и непринужденно, развивать навыки и совершенствовать с течением времени.

В младшем дошкольном возрасте дети приучаются к элементарным правилам: мытье рук перед едой, после прогулки, посещение туалета, чистка зубов два раза в день, ежедневные водные процедуры и т.д.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети приобщаются к осознанному выполнению правил гигиены, их уважению, принятию их важности и значимости для поддержания здоровья и рациональной организации иных видов деятельности.

Воспитание гигиенических навыков деятельности основывается на применении следующих педагогических приемов:

  • Демонстрация личного примера;
  • Прямое обучение;
  • Выполнение различных упражнений;
  • Организация дидактических игр;
  • Регулярное напоминание о выполнении гигиенических процедур;
  • Совершенствование гигиенических навыков с возрастным развитием.
Дата последнего обновления статьи: 13.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot