Культура общения является составным элементом культуры поведения, отражающей критерии отношения человека к своей деятельности, поступкам, другим людям и социуму. Культура поведения свидетельствует о социальной зрелости индивида.
Чтобы сформировать правильные отношения в обществе, наладить систему взаимодействия с окружающими людьми, требуется формирование навыков построения коммуникативных связей, которые целесообразно развивать с раннего детства. Это положительно скажется на социальной адаптации детской личности и усвоении ею основных ценностных ориентаций.
Культура общения предполагает развитые способности следования ребенком правилам и нормам взаимодействия со сверстниками, взрослыми, родственниками, друзьями. Такое взаимодействие базируется на формировании доброжелательности, уважительного отношения к своей личности и личностям других людей, привитии навыков вежливого поведения в быту, трудовой, общественной деятельности.
Рисунок 1. Культура общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Составные элементы культуры общения дошкольников
Формирование культуры общения предполагает ознакомление ребенка с поведением, которое считается недопустимым в обществе, нарушает права и свободы окружающих людей, не уважает их чувства и желания.
Проявление уважительного отношения к окружающим людям, естественные манеры поведения, простота во взаимоотношениях, проявление положительных эмоций, реальных чувств характеризует такое значимое качество для любого человека и детской личности, как общительность.
Одним из значимых разделов культуры общения является формирование культуры речи. Ее воспитание не менее значимо, чем иные направления развития культуры общения и культуры деятельности. Ее развитие включает формирование у ребенка дошкольного возраста обширного словарного запаса, способности говорить грамотно и лаконично выражать свои мысли, подбирать интонацию и тон, соответствующий речевому ритму и содержанию.
Важно обучать ребенка с ранних лет навыкам построения простых речевых обращений, приветствиям и прощаниям, вежливому обращению к старшим, произношению в нормальном темпе, предотвратить растягивание им слов и слишком быстрое, неразборчивое произношение.
Помимо этого, формирование речевой культуры предполагает:
- Обучение ребенка навыкам слушания собеседника, понимания сути того, что он говорит;
- Формирование умения спокойного ведения беседы: визуальный контакт, спокойное поведение во время разговора;
- Развитие этикета общения – образца, идеала поведения в процессе построения коммуникативных связей;
- Навыки построения диалогов между детьми, между ребенком и взрослым, между ребенком и родителем и т.д.;
- Ознакомление с особенностями построения взаимоотношений между детьми и между взрослыми.
Рисунок 2. Культура общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наряду с культурой речи, культура общения предполагает развитие основных личностных качеств, характеризующих нравственные начала личности, которые хотят видеть взрослые в детях. К ним относится:
- Вежливость – на ней основывается построение людских взаимоотношений. Она базируется на искреннем и доброжелательном отношении к окружающим людям;
- Деликатность – способность не нарушать личное пространство окружающих и доставлять им неудобство своими действиями и поступками;
- Скромность – проявление чуткости и уважения к окружающим людям, повышенная требовательность к собственной личности.
Эти нравственные качества лежат в основе еще одного важного компонента культуры общения – культуры взаимоотношений. Она предполагает привитие дошкольникам навыков и способов построения положительных социальных контактов в различных сферах жизнедеятельности. Способность к построению и налаживанию социальных контактов упрощает процесс социальной адаптации и помогает ребенку развить навыки общения со сверстниками, со взрослыми в различных направлениях деятельности.
Игровые занятия, направленные на развитие культуры общения дошкольников
Воспитание культуры общения в дошкольном возрасте происходит посредством применения игровой деятельности, в качестве основного метода ее развития. Игровая форма деятельности является приоритетной на этапе дошкольного развития и обучения ребенка. От ее рациональной организации, профессиональных навыков педагога зависит эффективность воспитания культуры общения подрастающего поколения.
Игровая форма деятельность позволяет развить любознательность ребенка, что развивает его потребность в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми. Игры помогают развить чувство доверия к окружающим, развить социальные контакты, построить дружеские отношения. Это в свою очередь благотворно сказывается на освоении этических норм поведения, формировании навыков адекватного общественного поведения, развитии навыков коллективного взаимодействия и сотрудничества.
В качестве основного воспитательного средства для формирования культуры общения дошкольников выступает сюжетно-ролевая игра. Она позволяет привить детям основные правила этикета, зафиксировать их и эффективно развивать в дальнейшем.
Игровая деятельность показывает, какими навыками культурного общения уже обладают дети, варианты их корректировки и развития. Игра знакомит детей с жизненными ситуациями и показывает способы поведения в них.
Ролевые игры бывают различных направленностей и отражают реальные модели построения диалогов, коммуникативных связей во всех сферах социального взаимодействия. Игра отражает действительность в ее смысловом и существенном проявлении. Сюжетно-ролевые игры характеризуются мотивационными и побудительными возможностями и выражают смысловое значение общения. кроме того, процесс общения является важным составным элементом и условием формирования игровой деятельности.
В процессе выполнения определенных игровых действий и следование игровым правилам, а также взятие на себя игровых ролей, происходит обучение детей навыкам приветствия и прощания, навыкам выражение своих эмоций и чувств в процессе общения.
В процессе игровой деятельности происходит обучение детей маскам в общении. Дети учатся надевать маски равнодушия, высокомерия, агрессивности, чудаковатости, послушания.