Сущность и виды воспитания
Воспитание – это общественное явление, проявляющееся воздействием общества на личность.
Воспитание в более узком смысле – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников, необходимая, чтобы реализовать цели образования в ходе педагогического процесса.
На основании направлений воспитательной деятельности в образовательном учреждении принято выделять гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и экономическое воспитание.
На основании институционального признака выделено семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное, воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организация, воспитание в специально организованных учреждениях.
Стиль отношений воспитателей и воспитанников является основанием для выделения авторитарного, демократического, либерального, свободного воспитания.
На основании определенной философской концепции выделено прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие типы воспитания.
Целенаправленным управлением процессом личностного развития обеспечивается научно организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. В таком случае с одной стороны учитывают движущие силы личностного развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, с использование положительного влияния общественной и природной среды, а с другой стороны, ослабляют негативные и неблагоприятные воздействия внешней среды, что помогает достичь единства и согласованности всех социальных институтов, ребенок в более раннем возрасте способен к самовоспитанию.
Современные научные представления о воспитании сформировались как результат продолжительного противоборства нескольких педагогических идей.
В Средние века уже сложилась теория авторитарного воспитания, которая в том или ином формате существует и сегодня. Один из ярких представителей этой теории – немецкий педагог И. Ф. Гербарт, которым воспитание сводилось к простому управлению детьми. Цель такого управления – подавить природную резвость ребенка, управление ребенком предполагало определение его поведения в конкретный момент времени, поддержание внешнего порядка. Приемы управления были представлены угрозами, надзором за детьми, приказаниями и запрещениями.
Противопоставлялась авторитарному воспитанию теория свободного воспитания, которую выдвинул Ж.Ж. Руссо. Он призывал к уважению ребенка, как подрастающего человека, не стеснять его, а по возможности стимулировать в процессе воспитания его естественное развитие. В других странах данная теория также нашла последователей как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала некоторое воздействие и на отечественную педагогику.
С 20-х годов ХХ века педагоги основывались на требованиях новой, социалистической школы, стремясь по-новому раскрыть сам процесс воспитания. Например, Блонский П.П. считал воспитание преднамеренным, организованным, длительным воздействием на развитием данного организма, что объект такого воздействия может быть представлен любым живым существом – человеком, животным и даже растением.
Трактуя воспитание в качестве простого воздействия Пинкевич и его последователи не рассматривали его в качестве двустороннего процесса, в котором идет активное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в качестве организации жизнедеятельности воспитанников, накопления ими социального опыта. В такой концепции ребенок был просто объектом воспитания.
Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие труды того периода ориентировали педагогов на гуманизацию воспитательного процесса, развитие в детях самостоятельности и самоуправления.
Шло интенсивное развитие педологии, которая предоставляла разностороннюю информацию о детях, чем формировались условия для дифференциации обучения и воспитания. Стремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание педагогов всего мира. Однако гуманистический расцвет советской педагогики был недолгим. По мере усиления тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно стала преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подготовка его под заготовленный шаблон, авторитаризм педагогов.
В итоге была выстроена такая система воспитательной работы, которой был характерен ряд черт, снижающих эффективность воспитательного воздействия.
Характеристика советской педагогики
Основными чертами новой советской системы воспитания стали:
- объектная направленность воспитания, когда школьник – объект воздействия со стороны взрослых. При этом внутренний ресурс самовоспитания и саморазвития подавлялся;
- стандартизация воспитательного процесса в связи с упрощенной трактовкой понятия личности, сведение ее к некоторому набору усредненных качеств, детерминированных социальным заказом. Свели на нет практику изучения ребенка, выявление у него природных задатков, физиологических и психологических особенностей. Воспитательный процесс не учитывающий половозрастные и индивидуальные особенности детей превращается в унифицированный конвейер, деформирующий детей;
- формализм и мероприятийность воспитания;
- авторитарность системы воспитания, основа которой – словесное воздействие, требование, насилие, с преобладание монолога воспитателя, вызывающее внутренний, а часто и внешний протест и сопротивление детей;
- разорвана связь обучения и воспитания, рассматривание их как двух параллельных процессов, при нерациональном подборе базовых компонентов общего среднего образования со слабым учетом основных накоплений общечеловеческой культуры, низкая гуманитарная и воспитательная насыщенность. Воспитание рассматривалось как сопутствующая учению второстепенная деятельность;
- нарушение преемственности в организации воспитательного процесса внутри семьи, детских дошкольных учреждений, в начальных и средних школах, профессиональных образовательных учреждениях;
- практически полное отсутствие координации деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, СМИ в воспитании подрастающего поколения.
Нужно отметить, что педагогика, как наука часто видела свою основную функцию только в онаучивании решений государственных и партийных органов, в выработке свода рекомендаций, направленных на поддержание образовательной деятельности в рамках заданных стандартов.