Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования

Сущность и виды воспитания

Определение 1

Воспитание – это общественное явление, проявляющееся воздействием общества на личность.

Воспитание в более узком смысле – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников, необходимая, чтобы реализовать цели образования в ходе педагогического процесса.

На основании направлений воспитательной деятельности в образовательном учреждении принято выделять гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и экономическое воспитание.

На основании институционального признака выделено семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное, воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организация, воспитание в специально организованных учреждениях.

Стиль отношений воспитателей и воспитанников является основанием для выделения авторитарного, демократического, либерального, свободного воспитания.

На основании определенной философской концепции выделено прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие типы воспитания.

Целенаправленным управлением процессом личностного развития обеспечивается научно организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. В таком случае с одной стороны учитывают движущие силы личностного развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, с использование положительного влияния общественной и природной среды, а с другой стороны, ослабляют негативные и неблагоприятные воздействия внешней среды, что помогает достичь единства и согласованности всех социальных институтов, ребенок в более раннем возрасте способен к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании сформировались как результат продолжительного противоборства нескольких педагогических идей.

«Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В Средние века уже сложилась теория авторитарного воспитания, которая в том или ином формате существует и сегодня. Один из ярких представителей этой теории – немецкий педагог И. Ф. Гербарт, которым воспитание сводилось к простому управлению детьми. Цель такого управления – подавить природную резвость ребенка, управление ребенком предполагало определение его поведения в конкретный момент времени, поддержание внешнего порядка. Приемы управления были представлены угрозами, надзором за детьми, приказаниями и запрещениями.

Противопоставлялась авторитарному воспитанию теория свободного воспитания, которую выдвинул Ж.Ж. Руссо. Он призывал к уважению ребенка, как подрастающего человека, не стеснять его, а по возможности стимулировать в процессе воспитания его естественное развитие. В других странах данная теория также нашла последователей как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала некоторое воздействие и на отечественную педагогику.

С 20-х годов ХХ века педагоги основывались на требованиях новой, социалистической школы, стремясь по-новому раскрыть сам процесс воспитания. Например, Блонский П.П. считал воспитание преднамеренным, организованным, длительным воздействием на развитием данного организма, что объект такого воздействия может быть представлен любым живым существом – человеком, животным и даже растением.

Трактуя воспитание в качестве простого воздействия Пинкевич и его последователи не рассматривали его в качестве двустороннего процесса, в котором идет активное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в качестве организации жизнедеятельности воспитанников, накопления ими социального опыта. В такой концепции ребенок был просто объектом воспитания.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие труды того периода ориентировали педагогов на гуманизацию воспитательного процесса, развитие в детях самостоятельности и самоуправления.

Шло интенсивное развитие педологии, которая предоставляла разностороннюю информацию о детях, чем формировались условия для дифференциации обучения и воспитания. Стремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание педагогов всего мира. Однако гуманистический расцвет советской педагогики был недолгим. По мере усиления тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно стала преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подготовка его под заготовленный шаблон, авторитаризм педагогов.

В итоге была выстроена такая система воспитательной работы, которой был характерен ряд черт, снижающих эффективность воспитательного воздействия.

Характеристика советской педагогики

Основными чертами новой советской системы воспитания стали:

  • объектная направленность воспитания, когда школьник – объект воздействия со стороны взрослых. При этом внутренний ресурс самовоспитания и саморазвития подавлялся;
  • стандартизация воспитательного процесса в связи с упрощенной трактовкой понятия личности, сведение ее к некоторому набору усредненных качеств, детерминированных социальным заказом. Свели на нет практику изучения ребенка, выявление у него природных задатков, физиологических и психологических особенностей. Воспитательный процесс не учитывающий половозрастные и индивидуальные особенности детей превращается в унифицированный конвейер, деформирующий детей;
  • формализм и мероприятийность воспитания;
  • авторитарность системы воспитания, основа которой – словесное воздействие, требование, насилие, с преобладание монолога воспитателя, вызывающее внутренний, а часто и внешний протест и сопротивление детей;
  • разорвана связь обучения и воспитания, рассматривание их как двух параллельных процессов, при нерациональном подборе базовых компонентов общего среднего образования со слабым учетом основных накоплений общечеловеческой культуры, низкая гуманитарная и воспитательная насыщенность. Воспитание рассматривалось как сопутствующая учению второстепенная деятельность;
  • нарушение преемственности в организации воспитательного процесса внутри семьи, детских дошкольных учреждений, в начальных и средних школах, профессиональных образовательных учреждениях;
  • практически полное отсутствие координации деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, СМИ в воспитании подрастающего поколения.

Нужно отметить, что педагогика, как наука часто видела свою основную функцию только в онаучивании решений государственных и партийных органов, в выработке свода рекомендаций, направленных на поддержание образовательной деятельности в рамках заданных стандартов.

Дата последнего обновления статьи: 28.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot