Внутришкольный контроль (ВШК) - это управленческая функция, которая предшествует всестороннему анализу процесса воспитания.
Принципы и методы внутришкольного контроля
Внутришкольный контроль направлен на всестороннее изучение и анализ педагогического процесса, реализуемого в рамках конкретной школы, с целью последующей координации педагогической деятельности, в соответствии с поставленными задачами.
Внутришкольный контроль и анализ исполнения завершают процесс реализации управленческого решения, после которого начинается новый этап – этап решение. Контроль необходимо для того усовершенствовать деятельность педагогического коллектива, стимулирование его на повышение эффективности его работы.
Основными принципами внутришкольного контроля являются:
- принцип планомерности
- принцип теоретической и методической подготовленности и обоснованности
- принцип систематичности
- принцип целенаправленности
- принцип оперативности
- принцип всесторонности и глубины
Вне зависимости от вида внутришкольный контроль носит предупредительный характер, который направлен на предотвращение возможных ошибок.
Основными методами внутришкольного контроля являются:
- наблюдение за педагогической деятельностью;
- изучение школьной документации;
- различного рода проверки: устные, письменные, графические и комбинированные;
- посещение учебных занятий;
- самоконтроль и самоотчеты педагогов;
- разнообразные творческие отчеты;
- портфолио учащихся и педагогов.
В настоящее время наиболее актуальным является метод самоаттестации образовательного учреждения, который имеет следующие направления:
- Контроль ответственности руководства за организацией воспитательно-образовательной деятельности, достижению поставленных целей и задач.
- Стратегия развития образовательного учреждения (миссия, сильные и слабые стороны, задачи, проблемы и т.д.).
- Определение компетентности педагогического коллектива.
- Наличие всех необходимых условий для достижения поставленных образовательных целей.
- Результативность и образовательные достижения учеников.
- Психологический микроклимат в педагогическом коллективе, классах и т.д.
- Успешность социализации учащихся.
Внутришкольный контроль может быть осуществлен в виде оперативных, плановых и административных проверок.
Виды внутришкольного контроля
Различают следующие виды внутришкольного контроля:
В зависимости от охвата объектов, подлежащих контролю:
- обзорный;
- персональный;
- тематический;
- фронтальный;
- классно-обобщающий.
В зависимости от вида исполнения:
- самоконтроль;
- взаимный;
- административный;
- коллективный;
- плановый;
- внеплановый.
В зависимости от логической последовательности его реализации:
- предварительный;
- текущий;
- промежуточный;
- итоговый.
В зависимости от периодичности проведения:
- регулярный;
- эпизодический;
- периодический.
Чаще всего на практике используют следующие виды контроля.
Обзорный – реализуется с целью контроля максимально возможного охвата дел в школе по состоянию на начало и конец учебного года. Способствует выявлению готовности педагогического коллектива к началу и завершению учебного года, выявлению и устранению недостатков и слабых звеньев.
Персональный контроль – нацелен на работу с конкретными педагогами, с целью повышения их профессионального мастерства. Наиболее часто данный вид контроля применяется по отношению к молодым и малоопытным педагогам, которые лишь недавно пришли работать в школу.
Тематический контроль – направлен на проверку изучения определенных тем, разделов или учебных дисциплин, порядок и эффективность выполнения образовательных задач, поход к процессу обучения и воспитания.
Фронтальный контроль – используется чаще всего директором школы с целью ознакомления с системой работы конкретного учителя или группы учителей, а также методического объединения. Проверка в рамках данного контроля осуществляется в полном объеме, и охватывает все стороны педагогической работы.
Результативность внутришкольного контроля
Результативность внутришкольного контроля осуществляется посредством соблюдения ряда условий:
знания требования учебной программы по всем дисциплинам учебного плана; последующая перспективность внутришкольного контроля; подготовленность педагогов и учащихся к проверкам.
Все аспекты образовательного процесса составляют содержание внутришкольного контроля:
- состояние преподаваемых предметов;
- качество знаний и умений учащихся;
- внедрение государственного стандарта, организация и проведение факультативных занятий;
- работа методологических объединений и предметных комиссий;
- состояние внешкольной и воспитательной работы;
- школьная документация;
- исполнение решений, приказов, инструкций.
Специалист по управлению В. М. Лизинский представил концепцию «неразрушающего контроля», которая направлена на минимизацию рисков и угроз в управлении педагогическим коллективом.
Неразрушающий контроль психологически и педагогически точно выверен и согласован с интересами, целями, возможностями и действиями учителя, процедурами, которые направлены на диагностику, анализ, поддержку и развитие успеха учителя.
Неразрушающий контроль основан на помощи учителю, помогает ему двигаться вперед к самореализации; помогает учителю анализировать его деятельность, оценивать его собственные возможности, достижения, выбирать наиболее удобную форму контроля и способы повышения его педагогического и общекультурного уровня. Такая организация контроля требует значительных усилий со стороны администрации, но результаты будут объективно высокими.
Таким образом, применение внутришкольного контроля в деятельности образовательного учреждения, педагогической и методической работы школы имеет большое практическое значение.