Принципы организации внеклассной работы по английскому языку
Внеклассная работа – это организованные занятия, реализуемые во внеурочное время и ориентированные на расширение и углубление знаний и навыков учащихся в конкретной дисциплинарной области.
Внеклассная работа по английскому языку способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, углублению знаний по английскому языку, формируемых на уроках, активной отработке навыков общения на английском языке и повышению уровня культурного развития учащихся, формированию у них уважения к культуре народов, являющихся носителями данного языка.
В основе организации внеклассной работы по английскому языку лежат определенные принципы. Они являются требованиями к содержанию работы, методам ее реализации и организационным формам реализации.
Основными принципами внеклассной работы по английскому языку являются:
- Принцип связи обучения с реальной жизнедеятельностью. Во внеклассной работе осуществляется познание языка, ориентированное на его практическое использование. Уделяется внимание познанию культуры страны, особенностей общения и взаимодействия в ней, краеведческие особенности, а также использование языка и общения на нем в разных направлениях профессиональной деятельности.
- Принцип преемственности. Внеклассная работа должна быть связана с образовательной программой по иностранному языку, дополнять и продолжать обучение, реализуемое на уроках английского. При этом, повторять темы, изучаемые на уроках нет необходимости. Их можно развить, рассмотреть с разных сторон, более полно раскрыть, с учетом интересов и потребностей учащихся.
- Принцип развития коммуникативной активности учащихся. Во внеклассной работе используется более интересный и актуальный вид деятельности учащихся, который будет мотивировать к активному общению, разговору на иностранном языке. Необходимо использование занимательной деятельности, новых видов и форм коммуникативного взаимодействия на английском языке.
- Принцип вариативности форм и методов внеклассной работы. Необходимо использование разных форм работы и их сочетания, чтобы удовлетворить интересы и потребности, активизировать работу каждого учащегося.
- Принцип межпредметного обучения. Во внеклассной работе должны быть учтены межпредметные связи, чтобы обучение носило гармоничный характер и способствовало всестороннему развитию личности учащегося и полноценному усвоению им образовательной программы не только по английскому языку, но и другим дисциплинам.
- Принцип творческой направленности деятельности. Большой акцент во внеклассной работе делается на творческие направления деятельности. Развитие навыков разговорной и письменной английской речи реализуется через разнообразные творческие проекты, исследования, решение проблемных заданий и т.д.
Внеклассная работа должна быть занимательной и увлекательной, включать новые виды и варианты познавательной деятельности, быть добровольной и желанной, а также стимулировать активность учащихся в познании.
Формы внеклассной работы по английскому языку
Внеклассные занятия по английскому языку могут быть организованы в следующих формах:
- Индивидуальная работа. Она связана с организацией языкового познания, устранением пробелов в знаниях, развитием коммуникативных навыков отдельного учащегося. Такая работа может носить регулярный характер, а может быть разовой или периодической.
- Групповая работа. Она ориентирована на объединение учащихся по определенным признакам: отстающие ученики, желающие расшить свои знания и т.д. Работа имеет четкую структуру организации. Как правило она проводится регулярно (например, раз в неделю) и ориентирована на решение конкретных образовательных задач.
- Массовая работа. Она объединяет большое количество учащихся, не имеет четкой организационной основы и проводится эпизодически. Это может быть работа по подготовке праздников, организации фестивалей, проведении конкурсов, вечеров самодеятельности и др.
- Соревновательная работа. Она основывается на проведении занятий, в основе которых лежит соперничество в языковых знаниях и навыках учащихся. Могут проводиться викторины для сравнения теоретических знаний учащихся в области английской грамматики, культуры речи и т.д., может быть организован конкурс проектов по определенной теме, создания творческих работ и иные варианты соревновательной деятельности.
- Культурное обогащение. Такая форма работы ориентирована на развитие культурной иноязычной компетентности учащихся. На занятиях реализуется познание народных традиций, обычаев, знаменитых людей Англии, ее писателей и поэтов, организуются встречи с людьми, имеющими отношения к Англии- посещающие и живущие в ней какое-то время и др.
- Объединяющая работа. Она связана с созданием в учебном заведении кружков и клубов по интересам. Они объединяют учащихся разных классов единой целью – изучение английского языка, развитие коммуникативных навыков общения.
Еще одной формой внеклассного обучения английскому языку в современной школе является проведение недели иностранного языка. Такая работа носит массовый характер, поскольку привлекает учащихся разных классов, с разным уровнем языковых знаний. Она носит творческий характер. Учащиеся готовят разнообразные проекты, делают стенгазеты на иностранном языке, участвуют в поэтических вечерах, читая стихи на английском, проводят какие-то исследования в области особенностей языка, его использования разными государствами и народами и представляют результаты.
Следует отметить, что внеклассная работа по английскому языку может проводиться не только в стенах школы, но и за ее пределами. Занятие может быть организовано на природе, в виде прогулки по парку, посещения кинотеатра и просмотра фильма на английском языке, посещения музея и т.д.
В основе внеклассной работы лежит инициативность учащихся в познании языка и его особенностей.