Использование достижений психологии в педагогике
В последние годы психология приобретает все большее значение в качестве фундамента для педагогики.
Возрастная психология является теорией развития психики в онтогенезе. Она занимается изучением закономерностей перехода от одного возрастного периода к другому на основании смены типа ведущей деятельности, изменения социальной ситуации развития, характера взаимодействия человека с окружающими людьми.
Возраст характеризуется не соотношением отдельных психических функций, а теми специфическими задачами освоения сторон действительности, которые решаются человеком, и возрастными новообразованиями. Основываясь на этом, Давыдов В.В. сформулировал следующие принципы возрастной психологии:
- каждый возрастной период необходимо изучать не изолированно, а с позиции общих тенденций развития, учитывая предыдущий и последующий возраст;
- у каждого возраста есть собственные резервы развития, которые можно мобилизовать в процессе развития особым образом организованной активности детей относительно окружающей действительности, а также к своей собственной деятельности;
- особенности возраста — не статичны, они определяются общественно-историческими факторами — социальным заказом общества и пр.
Все обозначенные принципы возрастной психологии играют важную роль в процессе создания психологической теории усвоения социокультурного опыта в рамках педагогической психологии. Например, на их основании могут быть выделены следующие принципы педагогической психологии:
- обучение базируется на данных возрастной психологии и резервах возраста, с ориентированием на завтрашний день в развитии;
- обучение организуют учитывая индивидуальные особенности учеников, но не на основании приспособления к ним, а в качестве проектирования новых видов деятельности, новых уровней развития учеников;
- обучение не может сводиться только к процессу передачи знаний или к отработке определенного набора действий и операций, оно представляет собой формирование личности детей, развитие сферы детерминации их поведения, то есть ценностей, мотивов и целей.
При рассмотрении взаимопроникновения психологии и педагогики необходимо уделить особе внимание психолого-педагогическому направлению — педологии, в которой комплексно на основании совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений изучаются особенности поведения детей с целью диагностировать их развитие.
Работы Блонского П. П. и Выготского Л. С. по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний, касающихся психического развития ребенка, и обеспечили возможность разрабатывать теоретические и прикладные проблемы возрастной и педагогической психологии в нашей стране. Труды Щелованова И. М., Денисовой М. П., Фигурина Н. Л., которые создавались в педологических учреждениях, содержат ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о детях и их развитии. Эти труды стали основанием ныне действующей системы воспитания в младенческом возрасте и раннем детстве.
Успехи психолого-педагогической науки вызвали живой интерес у педагогов-практиков и психологов, которые ранее никогда не занимались вопросами образования школьников. Педагоги чувствовали очевидную необходимость получения прочных психологических знаний, а психологи понимали, как много интересного можно найти в школьной жизни. Состояние науки и практики четко демонстрировало, что школа и наука должны идти навстречу друг другу.
В 70-80-х годах ХХ века Оконь и Махмутов смогли выстроить целостную систему проблемного обучения, что стало продолжением разработки системы Дж. Дьюи, который предполагал, что обучение должно проходить посредством решения проблем, а с другой стороны оно должно быть соотнесено с положениями Зельца, Дункера, Рубинштейна и Матюшкина, которые изучали проблемный характер мышления, его фазность, начало возникновения мысли в проблемных ситуациях.
Начало развивающего обучения
В 1957-1958 годах начали появляться публиковаться работы Гальперина П.Я., а позже в начале 70-х годов — Талызиной Н.Ф., в которых был изложен ряд основных позиций теории поэтапного формирования умственных действий, которая впитала в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. Вместе с этим Элькониным и Давыдовым велась разработка теории развивающего обучения, которая возникла в 70-х годах на базе общей теории учебной деятельности, а также в экспериментальной системе Занкова Л. В.
В 50-70-х годах на стыке социальной и педагогической психологии было проведено много исследований структуры детского коллектива, статуса ребенка в среде сверстников. Особой сферой исследований являются вопросы обучения и воспитания трудных детей, формирования морали у подростков в некоторых неформальных объединениях.
В этот же период началось выделение тенденций к постановке комплексных проблем — воспитывающего обучения и обучающего воспитания. Идет активное изучение:
- психолого-педагогических факторов готовности детей к обучению в школе;
- содержания и организации начального образования;
- психологических причин неуспеваемости школьников;
- психолого-педагогических критериев эффективности обучения.
С конца 70-х годов ХХ века активизировалась работа в научно-практическом направлении — создавались психологические службы в школе. В этом аспекте возник ряд новых задач педагогической психологии:
- разрабатывать концептуальные подходы к деятельности психологической службы;
- оснастить ее диагностическими средствами;
- подготавливать практических психологов.
Все разнообразие этих теорий обладало одной общей чертой — теоретическим обоснованием наиболее адекватной, с точки зрения авторов, требованиям общества системы обучения — учение, или учебная деятельность. Соответственно сформировался ряд определенных направлений обучения. В рамках этих направлений обучения были выявлены также его общие проблемы: активизированы формы обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление процессом усвоения знаний, развитие обучающихся как основная цель обучения и пр.