Сущность ТРИЗ-технологии
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это наука, изучающая развитие эффективного мышления в любой сфере творчества.
Главное отличие мышления по ТРИЗ от любого другого типа мышления – это возможность сознательно управлять процессом мышления, то есть мышление по определенным алгоритмам, законам и правилам.
Если человек научится управлять разумом, то он сможет управлять и своей жизнью. Цели ТРИЗ как педагогической технологии следующие:
- развить у ребенка естественную потребность познавать окружающий мир, заложенную природой;
- сформировать системное диалектическое мышление, то есть сильное мышление, базирующееся на законах развития;
- сформировать навыки самостоятельного поиска и получения необходимой информации;
- сформировать навыки работы с информацией, которую ребенок получает из окружающего мира стихийно или как результат целенаправленного обучения;
- воспитать определенные качества личности;
- развить воображение, фантазию и творческие способности.
Идеологическая основа непосредственно связана с диалектическими взглядами, то есть эволюцией образовательной системы, происходящей в соответствии с объективными законами развития систем. Компоненты осознанных и управляемых технологий мышления могут формироваться в результате специально организуемой учебной деятельности.
Содержание технологии состоит из:
- методологии формирования осознанных и управляемых технологий мыслительной деятельности;
- процесса поисковой, изобретательской и творческой деятельности.
Основной формой обучения выступает учебный диалог на основании субъект-субъектных отношений. Так как при обучении приемам ТРИЗ необходима активная позиция учителя и учащихся, то основой взаимодействия между ними выступает педагогика сотрудничества.
Использование ТРИЗ-технологий в учебной деятельности предполагает формирование у учеников следующих знаний и умений:
- системного и ассоциативно-образного мышления;
- применение знаний о системах, их свойствах и функциях с целью описать различные объекты;
- использование знаний о свойствах и функциях систем, чтобы решать простые изобретательские задачи;
- устанавливать взаимосвязь различных систем;
- выявлять разнообразные свойства систем в разных взаимодействиях и надсистемах;
- прогнозировать изменения систем во времени;
- определить, что и как можно узнать о системе;
- работать с разными типами информации;
- развивать воображение;
- использовать различные методы сочинения сказок;
- применять приемы фантазирования, чтобы решать простые изобретательские задачи.
Принципы и механизмы ТРИЗ-технологии
Известен ряд принципов, на которых базируется рассмотренная технология, в них отражены ее сильные стороны:
- принцип преодоления психологической инерции. Данный принцип свидетельствует о применении средств управления психологическими факторами. Способы преодоления психологической инерции дают возможность избавиться от стереотипного мышления, устоявшихся взглядов и привычных путей мышления в определенной обстановке. Известен ряд психологических операторов эвристического типа;
- принцип конкретности – говорит о том, что каждый класс систем, а также отдельные представители внутри данного класса, обладают конкретными особенностями, которые облегчают или затрудняют изменение рассматриваемой системы. Такие особенности определяются внутренними ресурсами, то есть теми, на которых основана система, или внешними – теми, в которой сама система пребывает. Сильными решениями считают те, которые учитывают конкретные особенности конкретной системы, а также индивидуальные особенности, которые связаны с личностью конкретного человека, решающего рассматриваемую проблему;
- принцип бесконечного совершенствования личности и неограниченности ее возможностей, а также непрерывности процессов образования и развития. Данный принцип помогает расширять грани собственного воображения, открываться чему-то новому и иногда невозможному, применяя нестандартные решения и фантазирование;
- принцип разностороннего подхода. Данный принцип проявил свою особую эффективность при работе с подростками, когда выяснилось, что раскрытие содержания понятия возможно с нескольких мировоззренческих аспектов, включая бытовой, научный, художественный, религиозный, философский и мистический;
- принцип идеальности – решая проблемы следует ориентироваться на многофункциональность и наличие у конечного результата 10 идеальных свойств и черт. Так как, когда будут найдены все критерии идеальности, будет создана положительная во всех аспектах модель принимаемого решения в условиях, которые удовлетворяют все стороны. То есть данный принцип может называться принципом добра;
- принцип двусторонности. ТРИЗ говорит о том, что отсутствует такой вред, который не может быть обращен в пользу хотя бы частично, и наоборот, отсутствует польза, которая не несла бы в себе никакого вреда;
- принцип «Сам». Учащийся лучше осознает и запомнит тот материал, который самостоятельно открыл, догадался или создал. Творчество – та деятельность, которая предполагает создание чего-то самостоятельно. Все учащиеся, так или иначе, стремятся к самостоятельности, не нужно им препятствовать. Это один из ведущих принципов развивающей педагогики;
- принцип объективности законов развития систем – строения и процессы функционирования и смены поколений систем подчинены ряду объективных законов. Сильные решения – соответствуют объективным законам, закономерностям, явлениям и эффектам.
В ТРИЗ используются следующие механизмы:
- преобразование проблемы в образ будущего решения;
- преобразование одной ситуации или модели в другую;
- разрешение возникших задач и противоречий;
- законы и закономерности развития;
- творческое мышление;
- развитие человека, общества и цивилизации.