Формирование интереса к познанию посредством семейного воспитания
Обучение младших школьников является сложным процессом. Это обусловлено особенностями развития личности учащегося младшего школьного возраста. В этот период происходит смена основного вида деятельности ребенка и его попадание в новые социальные условия, к которым необходимо приспособиться. Таким образом, младший школьник испытывает стресс. Ему необходимо время для адаптации и умелое воспитательное воздействие.
Рисунок 1. Факторы, влияющие на успешность в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы процесс школьного обучения был продуктивным, родителям и педагогам необходимо действовать сообща. Требуется сформировать систему воспитательного взаимодействия и единую направленность воспитания, ориентированного на социальную адаптацию младшего школьника и его успешное познавательное развитие.
Семья обладает огромным воспитательным потенциалом. В ней сосредоточен весь мир ребенка. Его восприятие окружающей социальной действительности определяется условиями семейного быта и отношением родителей.
Воспитательный потенциал семьи необходимо реализовывать для развития интереса к познанию у младших школьников. Формирование этого интереса невозможно в отрыве от общего воспитания личности младшего школьника. Чтобы познавательный интерес был сформирован требуется плодотворная работа в течение всей жизнедеятельности ребенка. Воспитание начинается с раннего возраста и создает фундамент развития ребенка и формирования его познавательной заинтересованности. Все это находится в руках родителей, которые демонстрируют ребенку свое отношение к учебной деятельности, формируют представления о ее важности и значимости.
Положительное отношение младшего школьника к познавательной деятельности тщательно воспитывается, посредством развития эмоционального восприятия учебного процесса.
Родители формируют эмоциональное отношение к познанию ребенка посредством следующих направлений деятельности:
- Демонстрация личного примера. Родители должны показывать ребенку, что они тоже стремятся к познанию чего-то нового, что обучение является частью всей жизнедеятельности и не завершается после окончания школы и вступления во взрослую жизнь. Хорошо, если у ребенка имеются старшие братья и сестры, которые показывают ему, что тоже учатся, познают мир, развиваются.
- Совместная познавательная деятельность. Родители могут оказывать ребенку помощь в выполнении домашних заданий, а также организовывать какую-то совместную деятельность познавательной направленности, в которой они с ребенком будут выступать равноправными партнерами.
- Проведение бесед о роли и значимости знаний. Родители должны акцентировать внимание на важности познания и приводить примеры применения знаний в практической жизнедеятельности.
- Проведение активного семейного отдыха. Организация совместных пикников, поездок на природу способствует развитию эмоционального восприятия младшим школьником окружающего мира, что, в свою очередь, формирует интерес к познанию его устройства.
- Организация экскурсий. В ходе экскурсионных поездок осуществляется знакомство с искусством и культурой, природой, достопримечательностями. Это придает познанию научный характер и, при этом, связывает знания с реальной жизнью. Такие знания носят более устойчивый характер и способствуют формированию познавательной заинтересованности младшего школьника.
- Акцентирование внимания на успехах ребенка. Родители должны уделять внимание положительным результатам обучения младшего школьника, поощрять и хвалить его. Это развивает мотивацию к познанию и активизирует мыслительную деятельность ребенка.
Таким образом, формирование эмоционального отношения ребенка к познавательной деятельности во многом зависит от семейной обстановки и роли родителей в данном процессе. Если семейная атмосфера является положительной, родители проявляют интерес к учебной деятельности ребенка и акцентируют внимание на его достижениях, это приводит к росту познавательной активности.
Воспитание осознанного отношения к школьному обучению
Чтобы развить у ребенка познавательный интерес, требуется уделить внимание формированию его осознанного восприятия учебной деятельности. Это необходимо делать с начальных этапов школьного обучения, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с познавательной активностью учащегося.
Семья оказывает воздействие на формирование осознанного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности, посредством соблюдения следующих условий воспитания:
- Воспитание любви к школе и образовательной деятельности. Ребенок должен видеть, что родители уважают труд педагогов школы и восхваляют познавательный процесс. Родителям необходимо познакомится к коллективом учащихся, рассказывать ребенку истории о своей школьной жизни, прививать интерес к установлению коммуникативного взаимодействия с одноклассниками, объяснить, что школа – это не только учеба. В ней много интересного и полезного. Таким образом у младшего школьника сформируется положительное отношение к учебе. Он не будет считать ее нежеланной необходимостью и начнет воспринимать как интересное времяпрепровождение.
- Выработка адекватной реакции на учебные неудачи ребенка. Нельзя ругать ребенка за неудачи, поскольку это вызовет у него апатию к познанию. Ребенок не захочет ходить в школу вообще, чтобы избежать ругани и упреков в свой адрес.
- Конструктивное разрешение трудностей учащегося. Если в ходе обучения у ребенка возникают трудности, то родителю необходимо оказать ребенку помощь в их разрешении. Это относится к любым проблемам, возникающим в учебном заведении: неуспеваемость, коммуникативное взаимодействие, дисциплина и т.д. Следует встроить линию своего поведения таким образом, чтобы установить связь с педагогом и выявить причины возникших проблем, а затем разработать тактику их устранения.
- Не изменять отношение к ребенку из-за его неудач в обучении. Ребенок должен понимать, что любовь родителей от этого не зависит. Но при этом, можно дать ему понять, что его неудачи вас расстраивают и заставляют переживать за него. Это стимулирует его к коррекции своего поведения или развитию желания улучшить свои результаты обучения.