Сущность понятий "семья" и "родительские отношения"
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, членов которой связывают общий быт, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.
В браке и в семье отношения обуславливаются различием полов и половой потребностью, проявляясь в форме нравственно-психологических отношений.
В социологии семью рассматривают в качестве:
- первичной социальной группы, в которой начинается и протекает социальная жизнь людей;
- основного фактора социализации;
- социального института, регулирующего разные стороны жизни людей на основании принципов и правил, которые приняты в рассматриваемом обществе;
- социальной системы, каждый член которой имеет определенный статус и роль;
- общности, которая характеризуется особой системой межличностных отношений.
Семья может быть как положительным фактором воспитания ребенка, так и отрицательным. Положительное воздействие заключается в том, что никто, кроме самых близких людей не будет относиться к ребенку лучше, не будет так любить его и заботиться. При этом ни один другой социальный институт не сможет нанести столько потенциального вреда для личности ребенка, как его родная семья.
Семейное воспитание – сложная система, которая должна быть основана на некоторых конкретных принципах и иметь определенное содержание, направленное на развитие всех сторон детской личности:
- гуманность и милосердие к ребенку;
- вовлечение детей в жизнь семьи, в качестве равноправного участника;
- открытые и доверительные отношения с детьми;
- оптимистичные взаимоотношения в семье;
- последовательность требований;
- оказание посильной помощи своим детям, готовность дать ответы на их вопросы.
Развитие и преодоление страхов у детей
Захаров А.И. считал, что личностные особенности родителей дают возможность говорить о характере семейных отношений и отклонениях в воспитании детей, а по выявленным отклонениям в воспитании можно судить о наличии определенных личностных проблем у каждого родителя.
Психологи выделили следующие неблагоприятные личностные особенности родителей, дети которых страдали разного рода неврозами:
- сенситивность, проявляется повышенной эмоциональной чувствительностью и склонностью принимать все близко к сердцу, волноваться и легко расстраиваться;
- тревожность – склонность к беспокойству, непереносимость состояний ожидания и неизвестности;
- внутренняя конфликтность – противоречивые чувства и желания, моральный дискомфорт, психическая напряженность и проблемы с самоконтролем;
- эгоцентризм в качестве реактивной сосредоточенности на своем мнении и своих проблемах в ущерб отзывчивости, душевной щедрости и способности сопереживать;
- негибкость – несвоевременное принятие решений, затруднения при выборе альтернатив, подверженность стереотипам и фиксация на прошлом опыте, затруднение при принятии и выполнении ролей;
- гиперсоциальность – завышенное и часто гипертрофированное чувство долга, обязанностей, излишняя принципиальность и невозможность достижения компромисса.
Варга А.Я. и Столин В.В. в своих исследованиях выделили ряд критериев родительских отношений:
- принятие-отвержение. Принятие предполагает, что ребенок нравится родителям таким, какой он есть. Отвержение, напротив, свидетельствует о том, что родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывая злость, досаду и раздражение;
- кооперация. Родители заинтересованы в делах и планах детей, стараются во всем ему помогать. Высоко оценивают его интеллектуальные и творческие способности, испытывая за него чувство гордости;
- симбиоз – родители постоянно тревожатся за ребенка, он представляется ему маленьким и беззащитным. Родители не предоставляют ребенку самостоятельности;
- авторитарная гиперсоциализация – родители требуют от детей безоговорочно их слушаться, стремятся во всем навязать ему свою волю, сурово наказывая за проявление своеволия;
- маленький неудачник – родители стремятся инфантилизировать ребенка, приписывая ему его личную и социальную несостоятельность. Ребенок кажется им неприспособленным, неуспешным и открытым для дурного воздействия.
Страх – это эффективное отражение в человеческом сознании конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Страх – всегда отрицательно воспринимаемое чувство. Эмоционально неблагополучные дети в зависимости от психической структуры личности и жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками, могут испытывать тревогу и страх вместе. Объединяющее начало страха и тревоги – чувство беспокойства, проявляющееся тем, что ребенок теряется, когда ему задают вопрос, не может найти подходящих слов, чтобы ответить на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто вообще замолкает.
Страх может рассматриваться и в качестве выражения тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не соответствуют опасности, а тревога становится затяжной. Если же дети начинают бояться самой возможности возникновения страха, то отмечается запредельный уровень тревоги, так как ребенок боится того, что несет хотя бы косвенную угрозу его жизни и благополучию.
Монпард К. считал, что жестокое воспитание вызывает характерологическое развитие тормозного типа, сопровождающееся пугливостью, робостью и одновременно с этим избирательным доминирование. Маятникообразное воспитание, когда родители сегодня запрещают что-то, а завтра разрешают это, вызывает у детей выраженные аффективные состояния и неврастении. Опекающее воспитание способно провоцировать чувство зависимости и создание низкого волевого потенциала. Недостаточное воспитание вызывает трудности в социальной адаптации.
Балинский И.М. считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье – причина развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно снисходительное отношение выступает в качестве причины чрезмерной эмоциональности у детей, а чрезмерная требовательность выступает причиной душевной слабости детей.