Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников
Эмоциональное развитие – это способы целенаправленного воздействия на эмоциональную сторону личности для ее всестороннего развития и социального становления.
Эмоции имею важное значение в жизнедеятельности учащегося и определяют его полноценное развитие. На каждом возрастном этапе развития, эмоциональная сфера ребенка оказывается подверженной воздействию различных факторов. Их необходимо учитывать в образовательном процессе.
Начинается эмоциональное развитие учащегося с младшего школьного возраста. Ребенок поступает в школу в период становления его психических процессов, активно влияющих на эмоциональную сферу. В этот период, особенно важно, обратить внимание на эмоциональную сферу личности учащегося и предпринять меры по ее развитию.
Рисунок 1. Эмоционально-волевая сфера младших школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Можно выделить ряд особенностей эмоциональной сферы младшего школьника, на которые стоит обратить внимание при оказании воспитательного воздействия. К ним относятся:
- Насыщение эмоциями физической, интеллектуальной и иных областей деятельности учащегося.
- Острое эмоциональное реагирование на любые раздражители.
- Непосредственность выражения своего эмоционального состояния. Учащийся не задумываясь проявляет возмущение, гнев, страх, печать, неудовольствие или удовольствие и т.д.
- Постоянное испытание чувства страха. В ходе учебы, ребенок боится потерпеть неудачу, которая вызовет нарушение его статуса, неодобрение или насмешки одноклассников, приведет к сложностям в общении с коллективом, педагогом, вызовет недовольство родителей.
- Эмоциональная неустойчивость. Младший школьник находится постоянно в разных эмоциональных состояниях, которые довольно быстро сменяют друг друга. Такие смены могут носить неожиданный характер.
- Положительное воздействие на эмоциональный баланс учащегося начальной школы оказывают успехи в учебе, хорошие отметки, принятия своей личности одноклассниками, нахождение своего места в коллективе.
- Неосознанность эмоций и их бесконтрольность. Ребенок не умеет контролировать свои эмоциональные всплески и не всегда осознает значение своих и чужих эмоций. Это приводит к неадекватному реагированию на действия окружающих и их требования.
- Активное воздействие эмоционального состояния учащегося на его интеллектуальную деятельность и успехи в обучении.
Рисунок 2. Показатели нормального эмоционального развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация эмоционального микроклимата в школе
Эмоциональная сфера учащегося находится в прямой зависимости от учебной деятельности. При этом, она оказывает воздействие на нее и определяет ее эффективность.
Чтобы процесс обучения носил продуктивный характер, не вредил эмоциональному состоянию учащегося, необходимо уделить особое внимание формированию эмоционального микроклимата в учебном заведении и отдельном классе.
Условиями создания гармоничной эмоциональной среды в школе, которая мотивирует учащихся к познанию и вызывает стремление и потребность посещать школу, являются:
- Осуществление в педагогическом коллективе слаженной работы, ориентированной на выработку у учащихся положительного отношения к учебному процессу;
- Установление системы взаимодействия с родителями, ориентированной на формирование у родителей верного отношения к школе и демонстрацию ими личного примера положительного восприятия школьной жизнедеятельности;
- Установление субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Педагог должен признавать учащегося в качестве активного субъекта познания, принимая его потребности и особенности развития;
- Привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности классного коллектива, к школьным мероприятиям;
- Контроль педагога за системой взаимодействия учащихся, сложившихся в коллективе отношений. Необходимо предотвращать развитие конфликтных ситуаций;
- Формирование для каждого учащегося ситуации успеха в обучении;
- Развитие навыков самостоятельного обучения. Самостоятельность мотивирует ребенка к познанию. Возможность совершения самостоятельного поступка вызывает положительные эмоции и активизирует желание признания своих заслуг;
- Развитие у учащихся чувства преодоления трудностей. Для достижения поставленных целей и задач, учащийся выполняет различные операции. На его пути могут возникать сложности, которые он должен стремиться преодолеть. Эти эмоции помогают ему выработать осознанное и серьезное отношение к учебной деятельности;
- Включение в образовательный процесс отрицательных эмоций, мотивирующих к проявлению активности в обучении.
Упражнения, применяемые в образовательной практике для эмоционального развития учащегося
На учебных занятиях в школе применяются различные упражнения (которые могут быть включены в курс любой учебной дисциплины), которые помогают привести эмоции ребенка в нормальное, уравновешенное, гармоничное состояние, что в итоге, способствует развитию познавательной заинтересованности учащегося и формированию у него осознанного отношения к учебной деятельности.
Рассмотрим разновидности таких упражнений:
- Упражнения на формирование эмпатических способностей. Они ориентированы на обучение ребенка произношению добрых слов, развитие основ доброжелательного общения с другими учащимися, формирование сопричастности к коллективным успехам и неудачам, искреннего выражения своих пожеланий одноклассникам.
- Внеклассные упражнения этической направленности. Такие занятия знакомят школьников с эмоциональным миром и его значением, его воздействием на учебный процесс, а также воздействие учебного процесса на эмоциональную сферу. Данные знания помогают в развитии саморегуляции своего эмоционального проявления.
- Ролевые игры. Они используются на разных этапах учебного занятия и для решения разных проблем в коллективе учащихся. Посредством игры удается развить навыки адекватного выражения своих чувств, стремлений и потребностей.
- Определение эмоционального состояния другого человека. Для этого могут быть использованы картинки с выражением лиц или организована групповая, парная работа.
- Включение неординарных упражнений и форм работы в учебные занятия, к которым дети не испытывают особой приязни.