Вклад Тихеевой Е.И. в разработку программы развития речи дошкольников
Тихеева Елизавета Ивановна – российский и советский педагог, была выдающимся специалистом по воспитанию детей-дошкольников, руководила опытным детским садов при Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцна, написала ряд трудов по дошкольному воспитанию, стала создателем дошкольной педагогики России.
Рисунок 1. Тихеева Елизавета Ивановна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основой методики развития детской речи Е. И. Тихеевой стали идеи К.Д. Ушинского. Базируясь на принципах дидактики, то есть последовательности, систематичности, учете особенностей возрастного периода, она впервые разработала программу обучения детей родному языку в детских садах. Эта программа включает ряд положений:
- развитие речи должно идти в единстве с остальной деятельностью;
- развитие речи тесно взаимосвязано с умственным и психическим развитием детей;
- развитие речи протекает в духовном и словесном общении со взрослыми и ровесниками;
- большая роль в развитии речи отведена речевому окружению.
Огромную роль Тихеева отводила значению обучению родному языку в детских садах. Она подчеркивала, что при систематическом обучении языку, основой воспитания в детском саду должно стать методическое развитие речи. То есть, необходимо создать специальную педагогическую и дидактическую обстановку, что у детей шло правильное и активное развитие речи. Основой обучения речи выступает план-программа, позволяющая педагогу последовательно и систематично работать с детьми каждого возраста.
Условия развития речи детей-дошкольников
По мнению Тихеевой развитие речи тесно связано с сенсорным и умственным развитием. Именно ощущение и восприятие она видела в качестве первой ступеньки познания окружающего мира, на которой строится развивающаяся детская речь. В связи с этим нельзя работу по развитию речи вести в отрыве от работы по развитию органов чувств. К основным условиям развития речи детей младшего дошкольного возраста, она относила:
- индивидуальный контакт младенцев и значимых взрослых;
- постепенное расширение социального речевого окружения;
- развитие слуха и речевого аппарата;
- развитие активной речи благодаря сопровождению речью каждого своего действия;
- благоприятная обстановка для развития восприятия и накопления представлений детей;
- руководство развитием у детей наблюдательности и расширением их кругозора;
- грамотная и правильная речь педагогов;
- игра, как основное средство речевого развития.
Работа по развитию речи детей в ДОУ
Тихеева Е.И. считала тесно взаимосвязанным умственное, речевое и сенсорное развитие детей. К основным методам, способствующим такому развитию, она относила экскурсии и наблюдение. Цель их – систематически формировать в детях сознательные представления об окружающем мире, на основании которых и формируется слово-понятие. Ей было разработано содержание наблюдений и экскурсий для детей разных возрастов, требования к организации и проведению экскурсий. К методам развития речи на экскурсиях она относила вопросы детей и рассказ-комментарий воспитателя.
Базируясь на принципах наглядности в обучении родному языку, Тихеева предлагала ряд игровых занятий с дидактической куклой. Такую куклу можно одевать на прогулку, укладывать спать, праздновать ее день рождения и пр. В таких играх можно отразить массу трудовых процессов, способствующих накоплению опыта ребенка и развитию его речи.
Дидактические игры с материалами и игрушками, которые предлагала Тихеева, предполагают анализ окружающей действительности и закрепление знаний о ней словами. Она разработала следующие варианты и методы проведения дидактических игр:
- номенклатура, то есть обозначение названий предметов, их качеств и свойств, действий, которые можно с ними осуществлять, их числовых и пространственных отношений;
- описание предметов;
- сравнение нескольких предметов;
- составление и отгадывание загадок о том или ином предмете;
- нахождение игрушки по стихотворению;
- составление рассказа про игрушку, набор игрушек.
Тихеева рекомендовала от игр с игрушками переходить к рассматриванию картин. Картины играют большую роль в процессе развития способность наблюдать и интеллектуальных процессов, таких как мышление, воображение, рассуждение, языка и речи. Она выделила несколько серий картин для детей, составила эстетические и педагогические требования к организации работы с картинами, типы занятий по картинам.
Своеобразие занятий по «живому слову»
Тихеева разработала методику занятий по «живому слову», которые отличаются некоторым своеобразием. К таким занятиям относят:
- разговоры с детьми;
- беседы;
- поручения и задания, посильные для выполнения детьми;
- рассказы;
- чтение вслух;
- составление писем;
- выучивание стихотворений.
Тихеева обобщала разговор и беседу в качестве проявлений процесса общения, отмечая при этом своеобразие и значимость каждого из них. Она разработала ряд методических приемов руководства беседой, так, не стоит уклоняться от темы, прерывать детей, требовать полного ответа, злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний.
Чтобы развивать связную речь детей, необходимо читать и рассказывать им литературные тексты, а также специальные дидактические рассказы, которые составляются воспитателями. Тихеева подчеркивала, что рассказ должен доставлять радость детям, и этим развивать у них ум, чувства и речь. Она считала, что большое значение имеет выразительность рассказывания, выбор произведения и устное народное творчество.
Особый интерес вызывает метод письма, способствующий развитию у детей навыка составления предложений и текстов в ситуации письменной речи.
Также значительное место Тихеева отводила ознакомлению детей с художественной литературой, предлагая читать детям лучшие произведения отечественной литературы, а также пересказу художественных текстов.
Актуальность рекомендаций Тихеевой, направленных на организацию работы по развитию речи дошкольников несомненна и сегодня. Многие методы и приемы развития речи используют в современных детских садах с целью развития речи.