Основные понятия
Для рассмотрения влияния отдельных факторов на развитие личности необходимо рассмотреть каждый фактор в отдельности и дать ему соответствующее четкое определение.
Развитие – сложный в своем единстве биосоциальный процесс, сопровождающийся количественными и качественными преобразованиями.
Наследственность – передача от одного поколения другому особенностей вида и последовательности их развития. Носитель наследственности – ген.
Среда – система внешних обстоятельств, оказывающих влияние на развитие человека.
Среда может рассматриваться как целостный фактор или как часть системы, специфически влияющая на развитие. Например, можно отдельно рассматривать социальную, географическую или информационную среды.
Воспитание – целенаправленный процесс развития и формирования человеческой личности.
Основой воспитательного процесса является сознание человека. Воспитание требует непосредственного участия индивида.
Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.
Наследственность
Наследственность является биологическим фактором, влияющим на развитие личности. Структуру наследственности можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.
Рис.1
Как видно из схемы наследственность формируется множеством факторов. Поэтому для того чтобы рассматривать влияние наследственности на развитие личности необходимо учитывать каждую составляющую отдельно и только после этого формировать выводы.
Задатки мышления и речи, а также прямохождение и другие признаки вида формируют анатомно-физиологическую структуру наследственности.
Физические особенности человека также передаются по наследству. Например, цвет волос, основные черты лица, признаки определенной расы, телосложение.
От поколения к поколению передаются и физиологические особенности организма. В частности группа крови и скорость обмена веществ.
Особенности нервных процессов в организме, формирующие типы нервной деятельности являются биологическим фактором и формируют наследственность.
По наследству также передаются некоторые заболевания или предрасположенность к ним. Это часто оказывается важнейшим обстоятельством, влияющим на развитие личности.
Отдельно следует обозначить задатки, как часть наследственного фактора. По сути, они являются частью анатомно-физиологической системы. Но им принадлежит особая роль в развитии. Задатки являются предпосылками развития способностей. Именно от этих топологических свойств нервной системы зависит внимание, уровень работоспособности, скорость образования связей, в том числе временных. Выделяются из этой группы специальные задатки к тому или иному виду деятельности. Например, спортивные, музыкальные, математические и другие. Следует отметить, что в случае отсутствия благоприятных внешних условий и сопутствующей деятельности способности не будут развиваться даже при наличии задатков. Если условия для развития будут положительными, а деятельность, направленная на развитие активной, возможно достижение высшего уровня развития способностей – это талант и гениальность.
До сих пор остается открытым вопрос наследования моральных качеств. В отечественной педагогике превалирует мнение, что моральные качества приобретаются во взаимодействии с внешней средой и не наследуются. Эту теорию подтверждают ученые, занимающиеся расшифровкой генома человека. У человека отсутствуют гены агрессии, добра, зла или другие «нравственные гены». В западной педагогике наоборот нравственность обуславливается наследственностью, природой человека. Отправной точкой в развитие данной теории является наличие инстинктов.
Среда
Среда, в которой развивается личность, является социальным фактором. Именно этот фактор развития недооценивали приверженцы биологической концепции развития личности. Можно выделить множество сред, влияющих на развитие:
- социальная;
- национально-этническая;
- географическая;
- школьная;
- семейно-родственная;
- культурная;
- религиозная;
- материально-экономическая;
- другие.
Все среды можно разделить на три основные большие группы, представленные на рисунке 2:
Рис.2
Среда – это по сути реальная действительность в которой происходит развитие человека. Следует отметить, что в детском возрасте очень важна семейно-родственная, домашняя среда, окружающая ребенка. Именно здесь закладываются основные нравственные и социальные качества личности.
На сегодняшний день мало изученной является искусственная среда обитания и ее влияние на развитие личности. Но нельзя отрицать, что важность этой среды в современном обществе достаточно высока.
Изучая воздействие среды на развитие человека, следует учитывать не только степень и характер воздействия внешних обстоятельств, но и уровень активности самого индивида реагирующего на различные влияния.
Формирование устойчивости личности к отрицательным внешним воздействиям положительно влияет на развитие. В этом существенную роль играет воспитание.
Воспитание
Воспитание позволяет нивелировать отрицательное воздействие со стороны наследственности и среды.
Основные функции воспитания:
- выявление задатков, обусловленных наследственностью и их развитие;
- формирование специальных способностей, для последующего их приложения в разных сферах деятельности;
- организация и практическая реализация учебно-воспитательной деятельности;
- воздействие на социальные условия, нивелирование отрицательного воздействия среды;
- использование и усиление положительных факторов в процессе развития и становления личности.
В воспитательном процессе важно учитывать уровни развития, предложенные Л.С.Выготским в своей теории. Ребенок должен быть готов к определенному воспитательному воздействию. Четко должны быть определены зона ближайшего и активного развития, т.е. «сейчас» и «скоро». В таком случае воспитание ребенка будет структурированным, последовательным и позволит добиться максимального уровня развития личности.