Календарь природы – это графический способ представления информации о различных природных процессах и явлениях.
Календари природы ведутся для отображения наблюдений за сезонными процессами, циклическими явлениями природы с целью их понимания, познания и описания.
В образовательном процессе ДОУ календари природы находят свое активное использование в ознакомлении дошкольников с окружающим миром, явлениями природы и процессами, происходящими в ней. Используются разные виды календарей природы, каждый из которых имеется свое образовательное назначение.
Методика организации работы с календарями природы
Организация работы с календарями природы в дошкольной образовательной организации сопряжена с рядом особенностей. Они обусловлены спецификой возрастного развития детей, возможностями их восприятия информации и понимания цикличности процессов.
Детям дошкольного возраста не всегда понятны процессы сезонных изменений, если они получили данную информацию в словесной форме. Здесь, особенно важна наглядность представления данных. Однако, простая наглядность, также, не всегда эффективна. Ребенку необходимо проведение самостоятельного исследования различных природных процессов для понимания их сути и особенностей.
Организация работы с календаря природы предполагает опору на следующие методические рекомендации:
- Реализация систематического наблюдения за природными процессами в повседневной жизни.
- Постановка цели наблюдений и следование ей в течение всего периода наблюдений.
- Многократное знакомство с явлениями природы. Имеется в виду многократное рассмотрение сезонных явлений, последовательности их смены, выделение особенностей протекания.
- Выбор форм и способов организации работы, исходя из конкретной возрастной группы. В младшем дошкольном возрасте происходит организация наблюдений за каждым явлением по отдельности. В среднем дошкольном возрасте реализуется наблюдение за парой-тройкой явлений одновременно, а в старших группах реализуется наблюдение не только за группой явлений одного сезона года, но и выявляются связи данных явлений с явлениями других сезонов, определяется динамика их развития, реализуются наблюдения за сменой времен года и последовательностью прохождения данных процессов.
- Развитие образности природного восприятия. Чтобы у ребенка формировались образы при рассмотрении природных процессов и явлений, требуется сочетать наблюдения, исследования с рассказами педагога о них, чтением литературных произведений.
- Формирование в ДОУ уголка природы. Он создается в каждой группе воспитанников и наполняется соответствующими атрибутами. Актуально включение в него календаря погоды, в котором дети будут делать ежедневные отметки о температуре, делать зарисовки солнца, дождя, снега, ветра, отражать состояние растительного мира текущего сезона.
Простота и понятность оформления календаря. Это касается и календаря природы и календаря погоды. Дети должны легко читать информацию, представленную в календаре и самостоятельно отображать погодные условия, сезонные явления в виде специальных символов.
Рисунок 1. Календари природы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРегулярность заполнения календаря. Необходимо выработать у детей привычку ежедневного заполнения календаря, отражение в нем наблюдаемой информации.
Разновидности календарей природы
В дошкольной образовательной организации воспитанники составляют и ведут следующие календари природы:
- Календарь наблюдений за ростом и развитием живых организмов. Как правило, проводятся наблюдения за ростом различных растений. Это могут быть цветы, овощи, фрукты. Иногда, ведется наблюдение за развитием животных. Это могут быть домашние питомцы, принесенный в уголок природы попугай, хомяк, черепашки. В ходе наблюдений в календаре отмечаются погодные условия, динамика роста и развития конкретного растения или животного, отражаются внешние факторы воздействия: социальная среда, отдельный человек.
- Календарь наблюдений за птицами. Он ведется в течение одного сезона года и заполняется данными ежедневных наблюдений за птицами (наблюдения могут проводится в течение двух недель, месяца и, даже, двух). Дети отмечают птиц, которых они видели, особенности их поведения, питания.
- Календарь наблюдений за сезонами года. Данный календарь ориентирован на отражение состояния природы в конкретный сезон года в течение определенного временного промежутка. Выбирается две-три недели, в течение которых рассматриваются сезонные особенности климата, поведения различных живых объектов: птиц, растений и животных.
Как правило, фиксация данных в календарях отражается в виде рисунков. Могут быть использованы специальные знаки, символы. Но они должны быть доступными для восприятия и понятными детям конкретной возрастной группы.
Образовательный потенциал календаря природы
Ведение детьми дошкольного возраста календарей природы обладает большими познавательными возможностями. Использование календарей природы позволяет:
- Сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, его многообразии, системе связей и зависимостей.
- Систематизировать знания детей об окружающем мире. Систематизация реализуется благодаря заполнению календарей по конкретному сценарию: описание погоды в последовательном представлении облачности/ясности, температуры, осадков и т.д.; описание птиц по схеме их прилетов-отлетов в определенные сезоны года и т.д.
- Формирование навыков формулирования выводов и умозаключений. Они реализуются на основании проведенных наблюдений и представления полученных данных.
- Формирование основ исследовательской деятельности. Наблюдения за явлениями природы позволяют ребенку стать самостоятельным исследователем. Это создает базу для дальнейших исследований ребенка в различных направлениях деятельности.
- Формирование устойчивого познавательного интереса воспитанников к природе, ее явлениям и процесса. А, это стимулирует дальнейшее развитие познавательной заинтересованности, развивает потребность в познании окружающего мира.