Краткая биография В. А. Сухомлинского
В. А. Сухомлинский родился 28 сентября в 1918 году в селе Васильевка Херсонской губернии. Он происходил из семьи бедных крестьян, его отец был плотником, мать работала в колхозе. Всего в семье было трое детей.
В 1933 году Василий Сухомлинский уезжает на обучение в г. Кременчуг. Он оканчивает рабочий факультет, затем осваивает специальность учителя в Полтавском педагогическом институте. Окончив институт, он работает педагогом в Онуфриевкой средней школе.
В 1941 году в судьбу В. А. Сухомлинского вмешивается война, и он уходит на фронт.
В 1942 году он был тяжело ранен и не мог продолжать службу.
После войны он становится директором Павловской средней школы, где и проработает всю свою жизнь.
Педагогика В. А. Сухомлинского
Педагогика В. А. Сухомлинского была основана на идеях прогрессивного гуманизма. Он продвигал идеи сотрудничав в педагогике. Сухомлинский в своей работе опирался на труды Аристотеля, Корчака, Ушинского, Коменского. Благодаря обширному педагогическому опыту ему удалось модернизировать их идеи и внедрить их в свою практику.
Основные принципы гуманизма в педагогике Сухомлинского включали в себя:
- доверие к ребёнку
- обучение без давления
- не преемственность наказаний
- сотрудничество педагога и родителей
- нравственность
- труд как творчество
- свобода выбора
- ответственность за сделанный выбор
Свой новаторский подход педагог внедрял в своей школе.
Заслуга Сухомлинского состоит еще и в том, что он создал экспериментальный педагогический метод, суть которого заключалась в том, чтобы использовать каждую учебную и воспитательную методику длительно, цельно и в творческом коллективе.
Сухомлинский является автором следующих педагогических инноваций:
- воспитание гражданина
- воспитание личности в коллективе
- воспитание личности природой
- соотношение индивидуального и коллективного воспитания
- развитие творчества в детском возрасте
- семейная педагогика
- взаимодействие дошкольного обучения и образования со школьным
В. А. Сухомлинский считал наивысшими ценностями в жизни человека нравственность, долг, правду, свободу, доброту.
Обучение ребенка по В. А. Сухомлинскому
В. А. Сухомлинский считал, что педагог должен обязательно суметь наладить контакт с детьми. Этот контакт должен быть построен на педагогике, в основе которой лежат гуманистические идеи. Он считал неприемлемым использование наказаний в процессе воспитания и обучения.
Большое значение отводилось оценке в старших классах. Оценка выступала в качестве награды за проделанную работу, за труд.
Учитель должен уметь находить подход к детям, устанавливать с ними контакт. Большое значение в школе Сухомлинского уделялось личности учителя. Учитель должен быть добрый, отзывчивым, но иметь авторитет среди учащихся.
Задача школы заключается в том, чтобы поощрять и мотивировать ребёнка на обучение. Учитель не должен давить на ребенка, Каждый ребенок имеет свой собственный темп развития и темп освоения материала. Учитель должен проявлять терпение и не торопить ученика.
Задача учителя рассмотреть в каждом ребенке творческие особенности. Он должен помочь каждому учащемуся в развитии его собственного таланта, помочь развиваться как личности.
Учитель должен нести идеи гуманизма, он должен научить ребенка любить природу и окружающих людей, помогать другим людям, видеть красоту в окружающей действительности.
Для наилучшего воспитательного эффекта и обучения школа в обязательном порядке должна взаимодействовать с родителями. Родителей, учащихся следует приглашать в школу для поощрения интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Учитель должен нести идеи гуманизма, он должен научить ребенка любить природу и окружающих людей, помогать другим людям, видеть красоту в окружающей действительности.
Для наилучшего воспитательного эффекта и обучения школа в обязательном порядке должна взаимодействовать с родителями. Родителей, учащихся следует приглашать в школу для поощрения интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Большое значение В. А. Сухомлинский уделял роли коллектива в процессе воспитания и образования. Коллектив сформированный на основе уважения и радости является одним из важных элементов воспитания. Гармоничное развитие личности возможно только в правильно сформированном коллективе.
Такие понятия как доброта и понимание являются крайне важными в процессе воспитания, если ребенок окружен ими, то никакие наказания ему не потребуются.
Для решения проблемы переходного возраста В. А. Сухомлинский предлагал искать подход к каждому ребенку, учить детей контролировать свои эмоции, учить их стойко справлять с жизненными трудностями.
В школе В. А. Сухомлинского каждый ребенок испытывал радость трудовой, творческой и обучающей деятельности.
Воспитание ребенка по В. А. Сухомлинскому
«Сердце отдаю детям» - работа В. А. Сухомлинского посвящённая воспитанию детей. Воспитание — это тот инструмент, который помогает личности правильно сформироваться. С помощью правильного воспитания человек становится духовно развитой и гармоничной личностью. Сухомлинский выделял три основные пути взаимопонимания ребенка для правильного формирования его личности:
- ребенок – ребенок
- ребенок – коллектив
- ребенок – учитель
Для того что бы процесс воспитания был успешным взрослый должен найти общий язык с ребенком, так как именно в процессе диалога осуществляется эффективное воспитание.
Для того что бы воспитание оказало положительное влияние, должны быть соблюдены определенные условия. Во-первых, и ребенок и учитель должны находиться в одинаковых условиях. Во-вторых, взрослый должен строить свое общение с ребёнком учитывая особенности его духовного развития. Воспитатель должен выделить личностные качества ребенка, затем направить силы на их усиление, а затем научить ребенка собственной оценке своих действий. Дети чествуют фальшивое отношение, поэтому в отношениях с детьми все эмоции должны быть искренними.
Соблюдение этих принципов помогает сформировать у ребенка четкую нравственную и гражданскую позицию.
Немаловажную роль В. А. Сухомлинский отводил такому человеческому качеству как долг. Человек с высоким чувством долга способен добиться в жизни успеха и на высоком уровне взаимодействовать с другими людьми в обществе.
Следующий важный компонент воспитания по В. А. Сухомлинскому - это труд. Важными являются как физический, так и творческий труд. Благодаря труду в ребенке раскрываются его скрытые возможности, проявляются его наклонности, предпочтения к определенным видам деятельности.
Еще один важный компонент воспитание – природа. Природа учит ребенка видеть красоту.
В. А. Сухомлинский считал важным формирование правильных потребностей. У ребенка должен иметь место правильный баланс материальных и духовных потребностей. Учителя должны в большей степени развивать духовные потребности ребенка. Духовные ценности лучше всего развиваются через общение человека с другим человеком.