Система валеологической работы
Цель школьного образования — формировать физически здоровую, духовно-богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями средней школы, способную адаптироваться к условиям современной жизни.
Данная цель реализуется на базе введения в учебную деятельность идей валеологического образования, которые были разработаны на основании фундаментальных исследований в сфере педагогики, психологии, физиологии, биологии и медицины.
Валеологическим образованием предусмотрено формирование здорового образа жизни как отдельного ребенка, так и всего общества. Валеологи целостно рассматривая понимание здоровья, включают в него не только физический, но и психический, психологический, интеллектуальный и духовный компоненты.
Валеологической концепцией образования предусмотрено валеологическое образование и формирование валеологической культуры учеников, а также обеспечение такого подхода к образованию, который помогает создавать благоприятные условия для естественного развития организма детей, укрепления здоровья и совершенствования физических и психических возможностей учеников.
С появлением валеологических программ и курсов, здоровью учеников начала уделять больше внимания.
Социальный педагог и валеологическая модель деятельности
С появлением такой специальности как социальный педагог, расширилось количество людей, которые занимаются здоровьем школьников, более эффективно решаются вопросы взаимодействия разных социальных служб, наметилась консолидация всех воспитательных сил, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Активная деятельность социального педагога в данном направлении вкупе с организационно-методической, правовой и научно-методической помощью со стороны администрации образовательных и лечебно-профилактических учреждений, органов как законодательной, так и исполнительной власти муниципального, регионального и федерального уровней, способствует сокращению факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье детей и подростков.
Наиболее активна роль социального педагога в формировании здорового образа жизни учеников образовательных учреждений.
Социальный педагог в рамках валеологической деятельности в образовательном учреждений призван:
- формировать валеологическую культуру педагогов, учеников и их родителей;
- внедрять традиции, способствующие здоровому образу жизни;
- отслеживать параметры личностного здоровья всех участников педагогической деятельности;
- заниматься профилактикой социальных пороков - курения, употребления алкоголя, наркотиков и пр.;
- оказывать социально-педагогическую поддержку детям из группы риска и детям-инвалидам.
Основная задача валеологической деятельности социального педагога — создавать благоприятные социально-педагогические условия для формирования здорового образа жизни детей и подростков. Валеологическая деятельность социального педагога состоит их оценки состояния здоровья детей и подростков, изучения причин возможных отклонений физического развития и состояния здоровья детей, выбора и внедрения наиболее эффективных путей их предупреждения.
Направления валеологической деятельности социального педагога:
- найти оптимальные с валеологической точки зрения режимы учебно-воспитательной работы;
- внедрять в практику положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
- вооружить педагогов образовательного учреждения необходимым объемом знаний в области применения здоровьесберегающих технологий;
- пропагандировать среди родителей, педагогов и детей основы здорового образа жизни и пр.
В «Справочной книге социального педагога» Р. В. Овчаров сформулировал следующий ряд содержательных аспектов социально-педагогической работы социального педагога, направленной на охрану здоровья:
- оказывать социально-педагогическую помощь семьям, вместе с психологом и классным руководителем: содействовать формированию здорового образа жизни и положительного микроклимата внутри семьи;
- обучать способам профилактики эмоциональных расстройств и конфликтов, гуманизировать семейные отношения;
- оптимизировать физическое воспитание учеников совместно с учителями физкультуры через расширение программы физвоспитания, учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья учеников, организацию активного отдыха на переменах и после уроков;
- организовывать гигиеническое и половое воспитание совместно с учителями биологии и классными руководителям через расширение знаний учеников о половозрастных и индивидуальных особенностях организма;
- обучать навыкам оказания доврачебной помощи и профилактики заболеваний, привлекать внимание к проблемам ЗОЖ;
- рационально организовывать учебно-воспитательный процесс совместно с администрацией и педагогами путем адаптации содержания обучения для разнообразных по состоянию здоровья групп школьников, их психофизических особенностей, а также изучения условий обучения — микроклимата, оборудования и питания;
- проводить лечебно-профилактическую работу совместно с медперсоналом, осуществляя контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения — освещение, температура помещения, оборудование и пр.;
- вести профилактику отклонений в состоянии здоровья через осуществление медосмотров, прививок и физиопроцедур.