Особенности развития эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости в младшем школьном возрасте
Эмоциональная отзывчивость – это способность личности к сопереживанию, состраданию и милосердию, проявлению эмоционального отклика на внутренние состояния другого человека и его переживания.
Младший школьный возраст является сенситивным для заложения основ эмоциональной отзывчивости, поскольку, дети учатся понимать эмоции и чувства другого человека в опоре на собственный эмоциональный опыт и переживания.
На основании формирования эмоциональной сферы осуществляется общее развитие учащихся, формируются их психические силы и познавательные способности.
Эмоциональное развитие младшего школьника обладает рядом особенностей:
- Развитие смыслового понимания переживаний и эмоций т.е. ребенок понимает, что значит «Я огорчен», или «Я счастлив». Развивается ориентация в своих эмоциональных переживаниях.
- Развитие отношения к собственной личности на основе анализа своих эмоциональных переживаний.
- Развитие противостояния между переживаниями и противоречий между ними и трудностями. Это формирует внутреннюю эмоциональную напряженность.
- Формирование основ эмоциональной выразительности учащегося, проявляющейся в интонации и мимических жестах особого рода.
- Откровенное проявление своих эмоциональных переживаний.
- Насыщение всех видов деятельности определенным эмоциональным окрасом.
- Эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся в частых сменах настроения, неадекватных поведенческих реакциях.
- Сложности понимания и осознания чужого эмоционального состояния.
Эмоциональная сфера младшего школьника претерпевает серьезные изменения и сталкивается с рядом проблем развития. Это обусловлено новым этапом жизнедеятельности – обучением в школе, изменениями стандартных условий жизни. Потому, эмоциональную сферу ребенка необходимо развивать под строгим контролем.
В этот период формируется эмоциональная зрелость ребенка, активизируется эмоциональная впечатлительность, выразительность и отзывчивость.
В этой связи, образовательный процесс начального школьного обучения ориентирован на развитие эмоциональной сферы учащегося и создание условий для его эмоциональной зрелости.
Роль уроков чтения в развитии эмоциональной сферы учащихся начальной школы
Эмоциональная сфера является сложной стороной личностного развития. Она связана с разнородными переживаниями и формированием личностных качеств.
Эмоциональное развитие проходит сложный путь развития. В его основе лежит формирование эмоций, развитие навыков адекватного реагирования на процессы и явления окружающего мира, формирование эмоциональной заинтересованности окружающей действительностью.
На уроках литературного чтения в начальной школе реализуется процесс разностороннего развития личности учащегося. Данные уроки ориентированы на развитие и повышение эмоциональной активности учащихся. В ходе знакомства с литературой разных жанров происходит духовно-нравственное развитие личности, формирование основ эстетического поведения, формируются этические взгляды на мироздание. В частности, на уроках литературного чтения происходит формирование таких свойств личности, как:
- Сопереживание;
- Сострадание;
- Милосердие;
- Порядочность;
- Чувства долга и ответственности.
Все эти качества выступают составными компонентами эмоциональной отзывчивости, а, соответственно, лежат в основе развития эмоциональной сферы личности.
Различная литература, с которой учащиеся знакомятся на уроках чтения, является продуктивным средством воздействия на общее и эмоциональное развитие подрастающего поколения. Это обусловлено следующими факторами:
- Выразительность художественного слова;
- Выразительность образов, героев произведений, их живость и реалистичность;
- Передача в произведениях эмоциональных состояний героев при совершении ими различных действие и поступков;
- Создание условий для переживаний читателями тех событий, ситуаций, в которые попадают герои и тех чувств, которые они испытывают: печали, радости, сомнения, отчаянье и т.д.;
Таким образом, в ходе знакомства с литературой, у учащихся формируется эмоциональная отзывчивость, развиваются эмоциональные переживания, которые постепенно приобретают характер привычек эмоционального и отзывчивого поведения в повседневной жизнедеятельности.
Основы организации уроков литературного чтения, ориентированных на развитие эмоциональной сферы учащихся
Чтобы все эмоции были активизированы, требуется наполнение уроков нравственным компонентом т.е. необходимо существование нравственных идеалов, которые лежат в основе развития эмоциональных переживаний, отзывчивости, навыков оценочного суждения.
Придание урокам нравственной направленности реализуется через соблюдение ряда организационных и методических условий проведения уроков литературного чтения в начальной школе. К ним относятся:
- Рассмотрение личностей различных литературных героев в течение всего урока. Важно, отводить рассмотрению личности героя, его характеристикам и особенностям поведения большое количество времени, чтобы дать каждому учащемуся понять героев и оценить их поведение. Такая организация уроков расширяет и углубляет опыт восприятия литературных произведений нравственного характера.
- Формирование на уроках ситуация, побуждающих учащихся к оценочным суждениям. Производится анализ событий, произошедших в произведении и оцениваются сходные с ними ситуации, возникающие в повседневной жизнедеятельности, в школьном мире. Это активизирует развитие эмоционального отклика учащихся.
- Иллюстрирование прочитанных произведений. Это метод организации работы над текстом произведения, ориентированный на повышение уровня эмоционального восприятия произведения. Иллюстрирование может быть реализовано через рисование событий, явлений произведения, словесное описание событий и героев, а также подбор к конкретным событиям и сценам музыкальных композиций.
- Использование методов наглядности на уроках. Это может быть просмотр иллюстраций к художественному произведению, просмотр фильмов или их отрывков, снятых по мотивам произведений. Наглядность повышает чувственное восприятие учащихся и активизирует эмоциональную сферу.
- Организация чтения по ролям на уроках. Это позволяет учащимся прочувствовать эмоциональное состояние героя и воспроизвести его.