Понятие, предмет и объект социальной педагогики
Социальная педагогика является самостоятельной наукой в сфере педагогической деятельности. По своей сути она направлена на преобразование окружающей среды и формирование гуманных отношений между участниками педагогического процесса, в различных видах социума.
Объект социальной педагогики – система межличностных отношений и социального взаимодействия человека с его ближайшим окружением.
Ряд авторов, в качестве объекта социальной педагогики выделяют человека в процессе всей его жизнедеятельности и оказание ему необходимой социальной помощи.
Мнение о том, что является предметом социальной педагогики, расходится среди ученых педагогов.
Одни считают, что предмет социальной педагогики – процесс воспитания на всех этапах взросления и у разных категорий людей, осуществляемый как в семье, так и в рамках специальных воспитательно-образовательных заведениях.
Другие под предметом социальной педагогики понимают воспитательное влияние окружающей человека социальной среды.
Еще одним мнение по поводу предмета социальной педагогики является то, что в качестве него принимают процесс педагогического влияния на человека социальной среды, на всех этапах его жизнедеятельности.
Выделение социальной педагогики в самостоятельную науку обусловлено тем, что понимание процесса становления личности в социуме во многом зависит от конкретной социальной ситуации, а также процесса взаимодействия людей.
Само понимание социальной педагогики до сих пор является спорным, существуют различные трактовки ее определения.
Общепризнанными являются следующие два понятия:
- Социальная педагогика – это наука, направленная на духовную социализацию тех, кто в силу различных причин «выпал» из системы «нормальных» социальных связей, в связи с чем, у них были сформированы качества, которые не приняты в обществе, но одобряемые самими людьми.
- В Российской педагогической энциклопедии под социальной педагогикой понимается отрасль педагогики, занимающаяся социальным воспитанием людей всех возрастов и социальных категорий.
Таким образом, в общем, под социальной педагогикой понимают отрасль педагогики, занимающуюся исследованием социального воспитания, которое осуществляется как в специально созданных для этого организациях, так и в организациях для которых процесс воспитания не является основной функцией.
Функции социальной педагогики
К основным функциям социальной педагогики относятся:
- Теоретически-познавательная функция – выражается в накоплении теоретических знаний в области социальной педагогики, направленных на представление общей картины социального воспитания в современном обществе.
- Прикладная функция – направлена на поиск путей, способов, методов и условий эффективного совершенствования влияния приемов социального воспитания на развитие и становление личности человека.
- Гуманистическая функция – заключается в совершенствовании социальных и педагогических процессов, направленных на создание эффективных условий для развития и самореализации личности человека.
Большое значение в решении задач и проблем, стоящих перед социальной педагогикой, имеет ее методология, которая представлена следующими разделами:
- Философия социального воспитания – занимается рассмотрение фундаментальных мировоззренческих и методологических вопросов, направленных на определение сущности социального воспитания и его значимости для развития общества.
- Социология социального воспитания – занимается исследованием социального воспитания в рамках современного социума, посредством использования его воспитательного потенциала.
- Социально-педагогическая виктимология – направлена на исследование категорий людей, которые в процессе жизнедеятельности могут стать жертвами различных неблагоприятных условий, выявление путей оказания им своевременной социальной помощи.
- Теория социального воспитания – занимается описанием, объяснением, прогнозом функционирования социального воспитания, особенностей его субъектов и социальных групп.
Основные уровни социальной педагогики
Уровни социальной педагогики выделяют в зависимости от масштабов ее деятельности:
- Социентальный уровень
- Социально-средовой
- Индивидуальный
Социентальный уровень социальной педагогики – занимается изучением взаимоотношений людей внутри общества и его устойчивости. В качестве организатора и проводника выступает государство, разнообразные общественные и политические движения и организации. Основными методами и средствам воспитания личности на данном уровне является идеология и система ценностных ориентаций общества.
Социально-педагогический уровень, состоит из теории и практики социального воспитания, представленного социальной сферой общества, коллективами людей и т.п. Основными средствами и методами воспитания на данном уровне являются физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная, культурно-просветительская и т.п. работа, организуемая различными организациями и объединениями.
Индивидуальный уровень социальной педагогики – представлен отдельным человеком на его различных уровнях и стадиях социализации, в отношение которого применяются социальные и педагогические приемы и средства, в зависимости от уровня его развития и состояния.
В каждом из названных уровней социальной педагогики особое место занимают проблемы образовательно-воспитательной работы с индивидами и группами индивидов, социализация которых нарушена, и они нуждаются в педагогической помощи из-за депривации развития под влиянием социальных обстоятельств. Приобретенные в ходе их становления социальные качества становятся препятствием для нормальной жизнедеятельности как самих индивидов, так и окружающих людей.