Значение уроков полового воспитания в школе
Половое воспитание — это процесс целенаправленного педагогического воздействия на учащихся, которое способствует формированию у детей правильной модели взаимоотношений с лицами противоположного пола.
В настоящее время специалисты констатируют негативные последствия российского полового воспитания в школе, а точнее его полное отсутствие на протяжении длительного времени. Современная Россия занимает одно из первых мест по количеству абортов, в том числе и среди молодежи. Кроме того, негативная ситуация и по распространению в России ВИЧ.
Половое воспитание детей в зарубежных школах является неотъемлемым элементом системы образования. В то время как в российских школах половое воспитание не входит в общую образовательную программу и преподается эпизодически от случая к случаю в виде встреч-бесед с приглашенным медицинским работником.
Как показывает практика половая безграмотность, представляет для современных детей большую опасность, так как другая информация данного плана находится в открытом доступе. Практически каждый современный ребенок имеет гаджет с выходом в Интернет, где он может беспрепятственно найти и просмотреть информацию практически любого содержания. Ребенок, не имеющий правильного взгляда на половые отношения может воспринять увиденное, в искаженном виде.
Однако, несмотря на это, современные родители и некоторые чиновники отрицательно относятся к введению уроков по половому воспитанию в школе. Так как они считают, что такие уроки приводят к распущенности.
Весомый вклад в исключение уроков полового воспитания в школах, внес Павел Астахов, который считал, что такие уроки наносят детям вред, так как несвоевременная информация об интимной жизни, может отрицательно сказаться на психике ребенка. С поддержкой П. Астахова, уроки полового воспитания в школах были окончательно запрещены.
История введения уроков полового воспитания в школе
Введение уроков полового воспитания берет свое начало от 1937 года, когда, впервые рассматривался вопрос об обязательности уроков половой грамотности. Против введения уроков высказался авторитетный педагог А.С. Макаренко, который считал, что уроки полового воспитания опошляют такое чистое и искреннее чувство как любовь. По его мнению, вопросы полового воспитания не принесут каких-либо положительных результатов и не дадут детям ожидаемых результатов, а лишат любовь ее привлекательности, изменят отношение к ней в сторону разврата.
Оспорить мнение А. С. Макаренко взялись только в начале 80-х годов, когда в советские школы был введен такой учебный предмет как «Этика и психология семейной жизни». Необходимость введения данной дисциплины была обусловлена первыми появлениями такого заболевания как ВИЧ.
Однако результативность этих уроков была крайне низка, так как зачастую ее вели учителя биологии или классный руководитель. Тем самым урок воспринимался самим учителем как дополнительный час нагрузки, что не могли не заметить дети, которые также относились к нему несерьезно. Были редкие исключения, когда учителя подходили к подготовке и проведению урока с ответственностью и энтузиазмом.
В любом случае, ситуация в половом воспитании детей существенно изменилась и были сделаны первые шаги к половому ликбезу среди молодежи. На этих уроках дети узнавали, что у человека помимо общественной жизни, есть еще и личная, семейная жизнь, некоторые аспекты которой необходимо узнать до вступления в брак.
Еще одним значительным шагом в половом воспитании была организованная в 1991 году Российская ассоциация «Планирование семье», одной из задач которой было осуществление сексуального просвещения среди населения, как среди взрослых, так и среди детей. В это же время М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАН, предпринимает попытку введения в российских школах курса полового воспитания. С этой целью разрабатывается адаптированная под российские условия образовательная программа. Однако общественность и церковь были категорически против введения уроков полового воспитания в школы. Объясняли это тем, что программа направлена не на просвещение детей, а на их возврат.
Таким образом, уроки полового воспитания в школе, так и не вошли в обязательную программу обучения, их организация осталась на усмотрении руководителей учебных заведений.
Противники и сторонники полового воспитания в школе
В настоящее время противников полового воспитания в школе значительно больше, чем сторонников.
Основной упор противники уроков воспитания делают на закон «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», который был принят несколько лет назад. На основании данного закона общественность и церковь выступают не только против введения уроков полового воспитания в школе, но и против свободной продажи книг по сексуальному воспитанию (речь идет о таких книгах как Л. Мадарас «Что происходит с моим телом», С. Монтаньи «Сексуальная энциклопедия», Т. Хатчисон «Откуда берутся дети» и т.п.).
Данные книги признаны во многих развитых странах мира и рекомендованы детскими педагогами и психологами. Дело о распространении данных книг в России дошло до Прокуратуры и Следственного Комитета РФ.
Сторонники уроков полового воспитания в школе, напротив, указывают на их значимость и необходимость. Связано это с возросшим числом беременностей и абортов среди девочек-подростков, которые просто не в состоянии понять, что происходит с их телом и под воздействием гормонов совершают роковые ошибки. Только своевременно организованное половое воспитание способно исправить ситуацию, помочь подросткам получить необходимые знания о своем теле, происходящих в не изменениях, правилах поведения с противоположным полом.
Еще одним фактом, который выдвигают сторонники полового воспитания, является возросшее число людей, заболевших ВИЧ и различными половыми инфекциями. Только правильное сексуальное воспитание поможет переломить ситуацию и снизить риск заражения и распространения инфекций, передающихся половым путем.