Урок как форма организации обучения
Урок – это основная форма организации обучения группы учащихся неизменного состава и одного возраста, осуществляемого по твердому расписанию и согласно единой для всех программе обучения.
В процессе многовекового функционирования школ постоянно шел поиск оптимальных форм организации обучения. Я. А. Коменский впервые на основании предшествующих наработок педагогов-практиков обосновал сущность и ключевую роль урока. С тех пор урок занимает ведущее место в образовательной системе большинства государств.
Сухомлинский, исходя из опыта своей многолетней педагогической деятельности в общеобразовательной школе, говорил, что на уроке важен личный пример педагога.
Рассматривая вопрос технологии и техники урока, необходимо выделить основополагающие признаки урока как одной из форм организации обучения. К ним относят руководящую роль учителя, постоянный состав учеников с примерно одинаковым уровнем физического и психического развития, реализацию учебной деятельности в помещении кабинета, а также соблюдение определенного регламента и расписания.
Урок в качестве основной формы образовательной деятельности должен выполнять несколько функций:
- организационная – мобилизует воспитанников на осуществление познавательной деятельности в составе конкретного первичного коллектива;
- образовательная – способствует получению системы знаний, отвечающей требованиям общей, политехнической и профессиональной направленности образования;
- дидактическая – способствует созданию оптимальных условий для овладения воспитанниками методами и приемами самостоятельной познавательной деятельности;
- развивающая – обеспечивает условия для развития интеллектуальных возможностей личности в качестве определяющего фактора становления основного богатства отдельной личности и целостного общества;
- воспитательная – создает оптимальные условия для решения на уроке микро и задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- перспективная – выстраивает систему перспектив, чтобы сформировать положительную мотивацию к учебе и личностной жизнедеятельности.
Все обозначенные функции урока являются взаимообусловленными и реализуются через согласованную деятельность учителя с учениками.
Пидласый И.П. выделил следующие требования к организации урока:
- высокое научное обоснование стратегии и тактики управления познавательной деятельностью на основании закономерностей и принципов обучения;
- напряженная, посильная, совершенно организованная и результативная познавательная деятельность всех учеников;
- тщательная диагностика причин, которые воздействуют на качество знаний, прогнозирование процесса и последствий учебно-воспитательной деятельности, выбор на основании этого совершенной технологии достижения запроектированных результатов;
- творческий нестандартный подход к решению конкретных задач, основанный на имеющихся условиях и возможностях. Обоснованный выбор, целесообразное применение необходимого и достаточного для достижения цели комплекса дидактических средств. Дифференцированный подход к отдельным группам учащихся, учитывая особенности их анатомо-физиологического и психического развития;
- эффективное использование учебного времени;
- атмосфера демократии, состязательность, деловитость, стимулирование, высокая ответственность всех участников учебно-воспитательной деятельности за результаты совместной работы.
Урок в западной образовательной модели
Систему западного образования и сегодня считают лучшей в мире.
Систематические знания по разным предметам в нашем мире приобретаются в первую очередь в процессе обучения, а основа этих знаний по гуманитарным предметам закладывается во время школьного обучения.
В западной школе образование должно решать ряд познавательных задач и выполнять определенные функции:
- формировать способность понимать предметы в их взаимосвязи;
- формировать навыки восприятия;
- формировать умение давать осмысленные и компетентные ответы на умозрительные вопросы;
- формировать определенные устойчивые знания об исторических личностях и событиях;
- формировать общие представления о дисциплине, ее предмете и методах.
В общеобразовательной школе дети учатся с 6 лет до 18:
- младшая школа – с 6 до 11 лет;
- средняя – с 11 до 16 лет;
- старшая школа – с 16 до 18 лет.
В конце обучения все учащиеся сдают выпускные экзамены. При этом школы могут быть государственными и частными. В муниципальных школах иностранные дети могут учиться только в том случае, если их родители долгое время живут или работают в стране, поэтому преимущественно иностранные дети поступают в частные школы.
В классах частных школ обычно обучается 15-20 детей. В последние два-три года обучения учащиеся должны сосредотачиваться на нескольких выбранных основных предметах, чтобы успешно сдать по ним выпускные экзамены. На успеваемость учеников в европейской школе влияет мотивированность и осознанная работа самих учащихся.
В американских школах, как и в европейских, дети изучают несколько обязательных дисциплин и несколько выбранных по своему желанию, на основании своих интересов. Американский класс сложно назвать коллективом, в том смысле, в котором это принято в России. Учащиеся могут видеться только на нескольких уроках и в школьных коридорах, то есть, коллектив учащихся в основном формируется на дополнительных занятиях, а не на непосредственных уроках в школе. Таким образом, в американской системе образования обеспечен больший индивидуальный подход к учащимся, чем в России.