Особенности организации и функциональная роль гимнастических занятий в школе
Урок гимнастики – это одна из дисциплин школьной программы обучения, ориентированная на физическое воспитание и развитие подрастающего поколения.
Рисунок 1. Гимнастика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гимнастика применяется в качестве основной программы физического развития, поскольку оказывает наиболее эффективное воздействие на физическое здоровье, формирование основных физических качеств и навыков, способностей, составляя базу любой профессиональной спортивной деятельности.
Гимнастические занятия в школах проводятся издавна. Они отражают уровень квалификации педагогов в области физической культуры и спорта и предполагают применение разнообразных методик и средств обучения и воспитания, не исключая этап планирования и прогнозирования прохождения занятия и всего курса.
От того, насколько воспитательный гимнастический процесс будет результативен зависит эффективность физического развития ребенка и формирование его мотивов к ведению здорового образа жизни и спортивным занятиям. Продуктивность гимнастических уроков достигается посредством применения определенной организации и методики проведения уроков по гимнастике. При этом, тенденции текущего общественного развития требуют применение новых воспитательных и образовательных организационных методик проведения гимнастики в школе.
Положительные результаты гимнастических занятий достигаются путем квалифицированной профессиональной деятельности педагога и соблюдением им таких требований:
- Формулирование целевого назначения каждого урока и задач по достижению целей.
- Выбор оптимальных форм, методов и средств для достижения задач отдельного учебного занятия и всего гимнастического курса в программе школьного обучения.
- Верная и результативная методика обучения выполнению физических упражнений для проработки необходимых групп мышц и развития определенных способностей.
- Коллективные формы протекания занятий, чтобы в полном объеме овладеть программным материалом. Выполнять упражнения и осваивать их технику в группе получается легче, нежели при самостоятельной работе. Учащиеся смотрят на действия других, оценивая их верность и стремясь повторять за лучшими. Это положительно сказывается на воспитании дисциплины и организованности, развивает волю и терпимость;
- Урок должен строится на основе единой направленности в решении воспитательных и образовательных задач, а также способствовать физическому развитию и оздоровлению организма;
Функциональное значение урока гимнастики проявляется в следующем:
- Он ориентирован на оздоровление организма учащихся, их физическое и психическое развитие, развитие способностей пространственной ориентации и координации движений, двигательных навыков.
- Он расширяет кругозор учащихся, поскольку формирует в их сознании знания и навыки, касающиеся физической культуры и спорта, физического развития, гимнастических упражнений.
- Он способствует гигиеническому развитию, развивает стремление к регулярному выполнению упражнений, умение выполнять многих их разновидности, развивая двигательный опыт и формируя самостоятельность.
- Каждый урок гимнастики направлен на формирование способностей, требуемых для продуктивного выполнения упражнений, отличающихся сложностью и целевым назначением. Они могут применяться для овладения разнообразными навыками деятельности в быту, профессиональной сфере, спорте и т.д.
- Он помогает в воспитании основных личностных качеств: нравственных, эстетических, интеллектуальных. физические занятия развивают волю, формируют навыки построения коммуникативных контактов, вырабатывают терпимость и дружелюбие, развивают чувство ответственности и трудолюбие.
Построение гимнастического урока в учебном заведении
Уроки гимнастики отличаются по своему целевому назначению и содержанию. Это обусловлено наличием разнообразных видов и форм гимнастики, особенностями выполнения тех или иных гимнастических упражнений. Содержание урока также зависит от индивидуальных особенностей учащихся, личности педагога, его профессионализма и мастерства.
Все уроки гимнастики делятся на следующие виды:
- Урок знакомства с новой информацией и развития новых навыков. На этом занятии происходит передача новых теоретических знаний в области гимнастики, формируются представления о выполнении определенных упражнений, осуществляется знакомство с техникой их выполнения.
- Урок закрепления пройденного материала. Здесь происходит непосредственное выполнение упражнений, повторное знакомство с теорией и осуществляется формирование практических навыков.
- Урок проверки усвоенного материала. На таких уроках производится контроль степени подготовки учащихся к выполнению гимнастических упражнений, оценивается уровень физического развития, проводятся опросы по теории с целью оценки ее усвоения.
- Уроки смешанного типа. На таких занятиях происходит сочетание всех рассмотренных видов урока т.е. он может быть нацелен на усвоение нового материала и параллельный контроль пройденного.
По своему структурному строению, гимнастический урок состоит из следующих частей:
- Подготовительная часть.
- Основная часть.
- Заключительная часть.
Подготовительный этап проведения учебного занятия необходим для предварительной подготовки организма к выполнению физических упражнений и физической нагрузки определенной степени сложности. На этом этапе производится работа на нервными процессами, вегетативной деятельностью и сенсорными система организма, разогреваются все мышцы и связки. Это необходимо для предотвращения травм, подготовки двигательного аппарата к более интенсивным упражнениям. Упражнения отличаются простотой и не требуют значительных усилий. Чтобы занятие было интересным и увлекательным, подготовительная часть должна организовываться в разнообразных формах, ориентируясь на то, чтобы заинтересовать учащихся в дальнейшей, основной деятельности.
Основной этап урок нацелен на развитие определенных двигательных способностей и функций организма. Для этого происходит выполнение самых разнообразных упражнений. Могут быть применены дополнительные спортивные атрибуты, снаряды, гимнастические средства, акробатические упражнения, упражнения из йоги и аэробики, художественной гимнастики, силовые упражнения. Выбор того или иного упражнения, а также методики проведения зависит от тематики урока гимнастики.
Заключительный этап прохождения урока гимнастики ориентирован на постепенное снижение нагрузки, расслабление мышц, растяжку связок. Также, может быть уделено время подведению итогов прохождения занятия, анализу усвоенных навыков.