Исследовательская деятельность – это вид деятельности связанный с решением какой-то значимой творческой или исследовательской задачи, требующей проведения экспериментально-опытной работы для нахождения способов решения проблемы, ответов на поставленные вопросы, итогом которой является новое знание, навык, способ деятельности.
Организация исследовательской деятельности учебного заведения – это процесс целенаправленного создания условий для экспериментальной деятельности всех участников образовательного пространства, открытие возможностей для поиска новых знаний.
Исследовательская деятельность имеет важное значение в работе учебного заведения. Причем, она затрагивает не только организацию исследовательской работы учащихся, но исследовательскую деятельность педагога.
Исследование является фундаментальным компонентом педагогической системы. Оно помогает изучать потребности общества в образовании, разрабатывать новые направления педагогической деятельности, изучать возможности педагогических систем и способы их развития. Это обуславливает необходимость организации исследовательской деятельности руководством каждого учебного заведения и управлением данного процесса.
Направления работы по организации исследовательской деятельности
Управление исследовательской деятельностью учебного заведения является достаточно трудоемким процессом. Руководство использует разные формы и методы ее реализации, а также контроля за итогами исследований, проводимых учащимися и педагогами.
Управление исследованиями образовательной организации осуществляется по двум направлениям:
- Обучение педагогов исследовательской деятельности, мотивация к ее реализации. В этом направлении для педагогов организуется обучение по формированию методических основ исследовательской работы. Также, создается методическое обеспечение исследований, проводимых в учебном заведении, соответствующих принятой образовательной программе на учебный год и, отвечающих требованиям ФГОС. Данная работа предполагает постепенное расширение и углубление исследовательской деятельности учебного заведения. Первоначально проводятся элементарные исследования, затем создаются исследовательские лаборатории и формируется научное сообщество.
- Обучение учащихся основам исследовательской работы и координация данного процесса. Исследования вносятся в образовательную программу текущего периода и организуются по разным дисциплинам и направлениям деятельности учащихся.
На каждом уровне и этапе обучения требуется создание условий, позволяющим всем участникам образовательной деятельности проявить свои научные и творческие способности.
Исследования, проводимые в учебном заведении, обладают некоторыми особенностями. Педагоги и руководства образовательно организации должны знать их и уметь правильно организовывать исследовательскую работу.
Исследования организуются во время уроков и во внеурочной деятельности. Как правило, в силу ограниченности времени на уроках, исследования включаются в них только в виде отдельных элементов. Исследование может стать элементом отдельного этапа занятия. Может быть и проведен полноценный урок-исследование. Но такое исследование носит кратковременный характер.
Составные компоненты управленческой деятельности по организации исследований
Управление исследовательской деятельностью учебного заведения связано с подготовкой мыслительной работы учащихся и педагогов к проведению исследования. Такое управление имеет смысл, если мотивирует к исследованию, формирует новые идеи и приводит к появлению новых знаний.
Управленческая деятельность, направленная на организацию исследовательской работы учебного заведения, включает в себя следующие компоненты:
- Ресурсное обеспечение. Исследовательская деятельность требует наличия определенного материально-технического обеспечения. Наличие достаточных средств для проведения исследований обуславливает эффективность данной деятельности.
- Психологическая обстановка. Исследования требуют создания в учебном заведении комфортной среды для реализации творческого потенциала всех участников образовательной деятельности. продуктивность исследований, во многом, зависит от положительного настроя на данный вид деятельности, заинтересованности в ее результативности, комфортной психологической обстановки учебного заведения. Исследования должны поощряться и развиваться. Желание учащегося и педагога использовать новые подходы, экспериментировать должно быть поддержано и развито.
- Потребностно-мотивационный аспект деятельности. Исследование должно быть мотивировано. Важно, развивать стремление к исследовательской деятельности у всех участников образовательной деятельности и формировать стимулы к результативной работе.
- Результативность исследования. Любое исследование должно способствовать достижению определенных целей и задач образования. В ходе исследования происходит формирование новых знаний, решение проблемных вопросов, нахождение путей развития и т.д.
Таким образом, эффективность исследовательской деятельности обусловлена продуктивным управлением данным процессом, заключающемся в положительной динамике развития всех компонентов управленческого процесса.
Организационные условия управления исследовательской деятельностью образовательной организации
Эффективность организации исследовательской работы учебного заведения зависит от организации управления им. Необходимо придерживаться ряда условий управления исследовательской деятельностью, обеспечивающих ее продуктивность и целесообразность. К ним относятся:
- Создание учебно-методического обеспечения исследовательской деятельности;
- Повышение квалификации педагогов, их ориентация на исследовательскую работу. Педагогам проводятся специальные занятия, консультации по вопросам исследовательской деятельности, методики ее проведения. Также, педагоги отправляются на специальное обучение – курсы по повышению своей исследовательской компетентности и технологии исследовательской деятельности включаются в образовательный процесс учебного заведения;
- Создание в учебном заведении предметно-развивающего пространства, ориентированного на реализацию исследовательского, творческого потенциала учащихся;
- Создание нормативной основы реализации исследовательской деятельности;
- Выявление учащихся и педагогов, желающих заниматься исследованиями, испытывающих интерес к данному виду деятельности;
- Создание в учебном заведении научной среды – объединений учащихся, клубов научной направленности;
- Связь с родителями учащихся по вопросам участия детей в исследованиях, их успехах и неудачах;
- Проведение научных конференций в учебном заведении.