Природа как средство умственного воспитания
Знакомство с природой – это формирование знаний и реальных представлений об устройстве природы и ее объектов, а также особенностях и закономерностях протекания природных процессов.
Природа имеет большой воспитательный потенциал. В ходе знакомства ребенка с природой происходит воспитание верного отношения к ней: формируется понимание ее важности в жизни человека и общества, развивается уважительное отношение к обитателям животного и растительного мира, формируется бережное отношение к природе и желание ее охранять.
Знания о природе, причем реальные и правдивые очень важны в воспитательном процессе. Ребенок усваивает реальность процессов окружающего мира и учится жить в ней и действовать по его законам.
Приближение к природе и погружение в ее мир является важным условиям эффективного развития личности, а значит и интеллектуального, нравственного, духовного, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Умственное воспитание ребенка реализуется посредством формирования у них представлений об устройстве живой и неживой природы, осознании законов их функционирования и внутрисистемных процессах и связях.
Рисунок 1. Значение ознакомления дошкольников с природой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Умственное воспитание при взаимодействии с природой реализуется по следующим направлениям:
- Формирование сенсорной культуры. Природа способствует активизации сенсорного восприятия, улучшению работы сенсорных механизмов, формированию чувственного опыта и эмоциональной сферы.
- Развитие мыслительных процессов: логического мышления, внимания, памяти, познавательной активности. При усвоении знаний об устройстве природного мира происходит развитие мышления. Дети ищут объяснения тем или иным природным процессам, устанавливают причинно-следственные связи между природными объектами и компонентами.
- Наблюдение за природными процессами. Непрерывное наблюдение за каким-то природным объектом или процессом, наблюдение в течение определенного временного промежутка: времени года, периода цветения растений и т.д. способствует активизации внимания, что положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и готовит его к обучению к школе. Кроме того, происходит развитие любознательности и познавательной заинтересованности ребенка.
- Формирование чувственного и рационального познания. Эти процессы лежат в основе интеллектуального развития. Они формируются при активизации анализаторов в ходе исследования объектов природного мира.
- Развитие ощущений. Получение знаний о мире возможно через тактильное восприятие. Дети познают мир через непосредственное соприкосновение с разнообразными его объектами. Ощущения необходимы для развития мыслительных операций и отдельных компонентов сознания ребенка.
Рисунок 2. Методы ознакомления дошкольников с природой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методы ознакомления дошкольников с природой
В ходе развития познавательных процессов ребенка, активизации его умственной деятельности, педагог осуществляет процесс ознакомления ребенка с природой. Ее значимость в умственном воспитании была рассмотрена выше.
Существует множество методов, приемов и средств воспитательной работы с дошкольниками, ориентированных на ознакомление их с природной средой. Рассмотрим некоторые из них:
- Дидактические игры. Дидактическая игра основывается на постановке определенной задачи, решение которой требует знания или поиска отдельных компонентов, объектов, разделение объектов на группы, наблюдения за объектами и процессами для выявления значимых признаком. Таким образом, в ходе дидактической игры можно познакомиться с природой, ее объектами и процессами. Актуально использование игр, атрибутами которых являются природные материалы. Дети совершают действия с овощами, фруктами, растениями. Так, они познают их признаки, учатся сравнивать, классифицировать и обобщать предметы. Дидактические игры выбираются педагогом, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Они позволяют научить детей находить объекты природы по конкретным признакам: цвету, запаху, вкусу, форме, описывать объекты, разделять объекты на составные части и сводить их в единое целое, группировать объекты по определенным параметрам, сравнивать их между собой, выявляя сходства и различия.
- Наблюдение. Наблюдение за природными объектами позволяет наиболее полноценному познанию мироустройства. Видение своими глазами активизирует мышление, формирует навыки рассуждения и формирования умозаключений. Наблюдение даст наиболее продуктивный результат, если организовать его в естественных условиях. Необходимо выбрать место наблюдения, временной период, соблюсти технику безопасности, чтобы исключить возможность повреждения растений или нанесение вреда животным и травмирования самих дошкольников. Можно организовать наблюдение за комнатными растениями или домашними животными, устроить экскурсию в зоопарк, конюшню, на ферму.
- Рассказ. Этот метод можно использовать в качестве отдельного для развития у детей теоретических представлений об устройстве природы или дополнить им наблюдение. Рассказ должен содержать достоверную информацию о реальных явлениях и объектах природы, быть интересным для прослушивания детьми, излагаться в понятной и доступной для восприятия форме.
- Проведение экспериментальной деятельности. эксперименты активизируют работу наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Кроме того, особенности мыслительных процессов дошкольников не всегда позволяют осознанно воспринимать информацию, которую они видят. Поэтому, им необходим практический опыт для постижения свойств и характеристик природных объектов и процессов.
- Словесные и настольные игры. Посредством словесных игр реализуется закрепление знаний о природном устройстве, процессах, явлениях, объектах. Настольные игры позволяют систематизировать эти знания и сформировать образы природного устройства в сознании. Образы получают практическую реализацию только при сопровождении игры словами. Поэтому, чаще всего словесные и настольные игры применяются комплексно.