Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Умственное развитие и успешность учебной деятельности

Умственное развитие и интеллект

Определение 1

Умственное развитие – это ряд количественных и качественных изменений, которые происходят в когнитивных характеристиках индивида с течением времени.

Умственное развитие рассматривают в качестве одной стороны общего развития психики человека. У учащихся школ умственному развитию отведена особая роль, так как именно оно влияет на успешность учебной деятельности. Успешность учебной деятельности отражена во всех областях развития личности – эмоциональной, мотивационной, волевой и характерологической.

Умственное развитие и интеллект – качества, которые отражают способность человека к умственной деятельности. Умственному развитию характерна совокупность знаний, умений и набором умственных операций, сформированных в процессе приобретения этих знаний. Иными словами,

Замечание 1

Умственное развитие – это характеристика способов, форм и содержания человеческого мышления.

Уровень мыслительной деятельности может быть определен через содержание знаний и умений, которые учитель стремится передать ученикам. То есть, значение имеет не только объем, но и качество знаний, а именно степень их глубины, осмысленности, динамичности и универсальности.

На каждом из возрастных этапов выделено два уровня умственного развития: актуальный и зона ближайшего развития. Актуальный уровень – это уровень сформированности психических процессов, сложившийся как результат определенных завершившихся циклов развития.

Умственное развитие идет двумя путями:

  • функциональное развитие интеллекта предполагает обогащение его содержания новыми умственными действиями и понятиями;
  • стадиальное, или возрастное развитие подразумевает качественные изменения интеллекта, его перестройку.
«Умственное развитие и успешность учебной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На сегодняшний день, в психологии выделяют три ступени развития интеллекта:

  • наглядно-действенный интеллект;
  • наглядно-образный интеллект;
  • словесно-логический интеллект.

Ступень интеллектуального развития – это типичное состояние накопленных умственных действий, то есть то, в какой форме обычно их выполняет субъект, может ли он их осознать, использовать произвольно и пр. С другой стороны, ступенчатое развитие влияет на функциональное. То есть, если ребенок сейчас на ступени наглядно-действенного интеллекта, то усваивая каждое новое действие, он будет начинать его усваивать с материальной формы. Но если интеллект на наглядно-образной ступени, то материальную форму можно пропустить, а ребенку становится доступна сразу перцептивная форма.

Успешность учебной деятельности

Определение 2

Успешность учебной деятельности – это уровень академической успеваемости учеников, определяемый в качестве степени результатов учебной деятельности.

В психологии выделено несколько теорий, в каждой из которых по-своему рассмотрены вопросы управления учением. Большая роль отведена деятельностной теории – поэтапному формированию умственных действий и понятий. Центральная идея данной теории – усвоить знания в результате выполнения учениками определенной системы действий. Усвоение знаний идет в несколько этапов.

  • первый – предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;
  • второй – составление ориентировочной основы действия – организация материально-предметной деятельности или материализованной деятельности;
  • третий этап – формирование действия в качестве внешне речевого – это внешняя речь, словесный анализ;
  • четвертый и пятый этапы – усваиваемые действия отличаются развернутостью и осознанностью, но затем начинает сокращаться, многие компоненты перестают осознаваться, нарастает быстрота и легкость исполнения.
Замечание 2

Единицей анализа процесса усвоения знаний является действие.

Учебной деятельностью не предъявляются специальные требования к природным способностям учащихся, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Одинаково высокие результаты учебной деятельности при прочих равных условиях могут быть достигнуты детьми с разными особенностями нервной системы. Различия в природной организации ВНД определяются только путями и способами работы, особенностями индивидуального стиля деятельности, но не уровня их достижений. Различия по параметрам – это различия не в уровне возможностей психики, а в своеобразии их проявлений.

Само понятие учебной деятельности обозначает один из типов воспроизводящей деятельности детей, и его нельзя отождествлять с понятием учения. Как известно, дети учатся в самых разных типах деятельности – игровой, трудовой и пр. Учебной деятельности отводится особое содержание и строение, и ее обязательно нужно отличать от других типов деятельности, которые выполняются детьми и младшего школьного возраста, и детьми других возрастов. При этом дети младшего школьного возраста выполняют только что перечисленные и другие типы деятельности, но вещая и главная среди них – учебная – детерминирует возникновение основных психологических новообразований в данном возрасте, определяя общее психическое развитие детей младшего школьного возраста, формирование их личности в целом.

Отмечают следующие основные характеристики учебной деятельности, которые отличают ее от других форм учения:

  • специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебной задачи;
  • направлена на освоение общих способов действий и научных понятий;
  • общие способы действий идут впереди решения задач;
  • учебная деятельность приводит к изменениям в самом субъекте;
  • влечет изменение психических свойств поведение учащегося в зависимости от результата его собственных действий.

Иными словами, можно сказать, что существует пять характеристик учебной деятельности, если сравнивать ее с учением.

Дата последнего обновления статьи: 29.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot