Умственное развитие и интеллект
Умственное развитие – это ряд количественных и качественных изменений, которые происходят в когнитивных характеристиках индивида с течением времени.
Умственное развитие рассматривают в качестве одной стороны общего развития психики человека. У учащихся школ умственному развитию отведена особая роль, так как именно оно влияет на успешность учебной деятельности. Успешность учебной деятельности отражена во всех областях развития личности – эмоциональной, мотивационной, волевой и характерологической.
Умственное развитие и интеллект – качества, которые отражают способность человека к умственной деятельности. Умственному развитию характерна совокупность знаний, умений и набором умственных операций, сформированных в процессе приобретения этих знаний. Иными словами,
Умственное развитие – это характеристика способов, форм и содержания человеческого мышления.
Уровень мыслительной деятельности может быть определен через содержание знаний и умений, которые учитель стремится передать ученикам. То есть, значение имеет не только объем, но и качество знаний, а именно степень их глубины, осмысленности, динамичности и универсальности.
На каждом из возрастных этапов выделено два уровня умственного развития: актуальный и зона ближайшего развития. Актуальный уровень – это уровень сформированности психических процессов, сложившийся как результат определенных завершившихся циклов развития.
Умственное развитие идет двумя путями:
- функциональное развитие интеллекта предполагает обогащение его содержания новыми умственными действиями и понятиями;
- стадиальное, или возрастное развитие подразумевает качественные изменения интеллекта, его перестройку.
На сегодняшний день, в психологии выделяют три ступени развития интеллекта:
- наглядно-действенный интеллект;
- наглядно-образный интеллект;
- словесно-логический интеллект.
Ступень интеллектуального развития – это типичное состояние накопленных умственных действий, то есть то, в какой форме обычно их выполняет субъект, может ли он их осознать, использовать произвольно и пр. С другой стороны, ступенчатое развитие влияет на функциональное. То есть, если ребенок сейчас на ступени наглядно-действенного интеллекта, то усваивая каждое новое действие, он будет начинать его усваивать с материальной формы. Но если интеллект на наглядно-образной ступени, то материальную форму можно пропустить, а ребенку становится доступна сразу перцептивная форма.
Успешность учебной деятельности
Успешность учебной деятельности – это уровень академической успеваемости учеников, определяемый в качестве степени результатов учебной деятельности.
В психологии выделено несколько теорий, в каждой из которых по-своему рассмотрены вопросы управления учением. Большая роль отведена деятельностной теории – поэтапному формированию умственных действий и понятий. Центральная идея данной теории – усвоить знания в результате выполнения учениками определенной системы действий. Усвоение знаний идет в несколько этапов.
- первый – предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;
- второй – составление ориентировочной основы действия – организация материально-предметной деятельности или материализованной деятельности;
- третий этап – формирование действия в качестве внешне речевого – это внешняя речь, словесный анализ;
- четвертый и пятый этапы – усваиваемые действия отличаются развернутостью и осознанностью, но затем начинает сокращаться, многие компоненты перестают осознаваться, нарастает быстрота и легкость исполнения.
Единицей анализа процесса усвоения знаний является действие.
Учебной деятельностью не предъявляются специальные требования к природным способностям учащихся, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Одинаково высокие результаты учебной деятельности при прочих равных условиях могут быть достигнуты детьми с разными особенностями нервной системы. Различия в природной организации ВНД определяются только путями и способами работы, особенностями индивидуального стиля деятельности, но не уровня их достижений. Различия по параметрам – это различия не в уровне возможностей психики, а в своеобразии их проявлений.
Само понятие учебной деятельности обозначает один из типов воспроизводящей деятельности детей, и его нельзя отождествлять с понятием учения. Как известно, дети учатся в самых разных типах деятельности – игровой, трудовой и пр. Учебной деятельности отводится особое содержание и строение, и ее обязательно нужно отличать от других типов деятельности, которые выполняются детьми и младшего школьного возраста, и детьми других возрастов. При этом дети младшего школьного возраста выполняют только что перечисленные и другие типы деятельности, но вещая и главная среди них – учебная – детерминирует возникновение основных психологических новообразований в данном возрасте, определяя общее психическое развитие детей младшего школьного возраста, формирование их личности в целом.
Отмечают следующие основные характеристики учебной деятельности, которые отличают ее от других форм учения:
- специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебной задачи;
- направлена на освоение общих способов действий и научных понятий;
- общие способы действий идут впереди решения задач;
- учебная деятельность приводит к изменениям в самом субъекте;
- влечет изменение психических свойств поведение учащегося в зависимости от результата его собственных действий.
Иными словами, можно сказать, что существует пять характеристик учебной деятельности, если сравнивать ее с учением.