Классный руководитель начальных классов
Классный руководитель – это педагог, который организует, координирует и реализует воспитательную работу. То есть, это педагог-профессионал, занимающийся организацией системы отношений и деятельности классного коллектива, формирующий условия для индивидуальной самореализации каждого ученика, раскрывающей его потенциальные способности.
Весь учебный процесс в начальной школе – воспитательный, и в урочное время, и во внеурочное. Это объясняют психологические особенности младших школьников, для которых ведущий тип деятельности – учебная. В связи с этим, основа работы классного руководителя в начальной школе – духовно-нравственное воспитание, формирование морального фундамента ученика.
Формирование классного коллектива помогает улучшить образовательный процесс в классе и повышает мотивацию учеников.
Работа по формированию детского коллектива может протекать только при тесном взаимодействии с родителями учеников начальной школы, поэтому работа классного руководителя в начальной школе начинается с формирования родительского коллектива.
Работа с родителями учеников – приоритетная деятельность классного руководителя начальных классов. Только единство деятельности учителя с родителями может помочь в достижении положительного результата. Классный руководитель должен продумывать свою деятельность таким образом, чтобы максимально вовлекать все семьи детей в работу школы. Это предполагает наличие большого такта у педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родитель добровольно могут выбрать направление, в соответствии с которым они хотят сотрудничать со школой. Если с первого класса работа в этом направлении налажена, то позже будет легче проводить всю воспитательную работу внутри детского коллектива.
Внеклассная воспитательная работа в начальной школе ориентируется на развитие духовных потребностей, творческих способностей и национального самосознания детей, должна базироваться на совместной деятельности с родителями, представителями интеллигенции и общественности района и города. Превратить родителей в активных участников педагогической деятельности – важная и ответственная задача учителя. Решить данную задачу возможно путем реализации ряда направлений работы классного руководителя, в частности, он должен:
- изучить семьи обучающихся;
- педагогически просвещать родителей;
- обеспечить участие родителей в процессе подготовки и проведения коллективных дел в классе;
- педагогически руководить деятельностью родительского совета класса;
- проводить индивидуальную работу с родителями;
- информировать родителей о процессе и результатах обучения, воспитания и развития учеников.
Работа по каждому названному выше направлению формируется на определенной совокупности форм и способов деятельности. Их выбор обуславливают цели и задачи воспитательной работы в классе, личностные и профессиональные особенности классного руководителя, традиции школы, класса, своеобразие состава обучающихся и их родителей, тенденции развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципы взаимодействия учителя с родителями.
Работа классного руководителя начальной школы – это целенаправленная система, которая строится на основании программы воспитания всего образовательного учреждения, анализе предшествующей деятельности, позитивных и негативных тенденциях общественной жизни, на основании личностно-ориентированного подхода, учитывающего актуальные задачи, которые стоят перед педагогическим коллективом. Также педагог учитывает уровень воспитанности, социальные и материальные условия жизни детей, специфику семейных обстоятельств.
Работа классного руководителя начинается с диагностической деятельности. Диагностическую деятельность проводят, учитывая следующие аспекты:
- исследования направляются на выявление особенностей развития каждого ребенка;
- результаты диагностики сравнивают исключительно с предшествующими результатами этого же ученика, для выявления степени его продвижения в развитии;
- изучение личности ученика и коллектива учеников, осуществляемое на протяжении всех лет обучения;
- определение перспектив развития учеников и коллектива;
- исследования обладают комплексным системным характером;
- диагностику проводят в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие классного руководителя начальных классов с окружающими людьми
В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует:
- с педагогом-психологом – в процессе изучения индивидуальности обучающихся, их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классным руководителем координируется связь педагога-психолога и родителей, анализируется развитие классного коллектива, с определением познавательных, творческих способностей и возможностей учащихся.
- с педагогами дополнительного образования, что способствует использованию всего многообразия системы дополнительного образования детей, чтобы расширить их познавательные и творческие способности, стимулировать самоопределение, саморазвитие и самовоспитание, расширить зону общения;
- с педагогом-организатором, который помогает проводить внутриклассные мероприятия, обеспечивает участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
- с социальным педагогом, который помогает решать личностные кризисы обучающихся, организовывать социально значимую деятельность учеников, а также мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектом;
- с библиотекарем для расширения круга чтения учеников, формирования у них культуры чтения, нравственных идеалов и этических норм поведения;
- с медицинским работником с целью улучшения здоровья учеников, их физического развития.