Понятие семейного воспитания
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, которая формируется в условиях каждой конкретной семьи силами родителей и родственников.
Главной задачей семейного воспитания является подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, более узкая и конкретная цель – помочь детям усвоить знания, умения и навыки, необходимые для нормального формирования личности в условиях семьи.
Цели и средства семейного воспитания предполагают общественно-экономический строй, уровень развития культуры. Обычно семейное воспитание выстраивается на основании идеологии, морали и системы взаимоотношений социального строя, к которому относит себя семья. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, с формированием у них тех качеств и черт характера, которыми обеспечивается эффективное педагогическое влияние на детей.
К главным аспектам семейного воспитания относят:
- постоянное задействование детей в домашних делах, совместных играх и пр.;
- помощь детям в процессе расширения идейного, умственного кругозора, серьезное и вдумчивое объяснение сути явлений, о которых ребенок должен знать, и которые ему интересны;
- формирование у ребенка высоких нравственных качеств, таких как коллективизм, патриотизм, интернационализм, уважение к старшим, честность и правдивость, дисциплинированность и добросовестное отношение к обязанностям в семье, бережное отношение к вещам как результату труда людей, любовь к природе и умение воспринимать ее красоту;
- ознакомление детей с произведениями литературы и искусства;
- поощрение занятий физкультурой и спортом и пр.
Педагогической наукой родители ориентируются на постепенное увеличение масштабов и усложнений содержания информации в семейном воспитании, а также на систематическое повышение требований к детям в зависимости от их возраста.
Семейное воспитание – общее название процессов влияния на детей со стороны родителей и всех остальных членов семьи, чтобы достичь желаемого результата.
Семейное воспитание основано на некоторых принципах. Наиболее общими из них являются следующие:
- гуманное и милосердное отношение к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнь семьи в качестве равноправных ее участников;
- открытые и доверительные отношения с детьми;
- оптимистичные взаимоотношение внутри семьи;
- последовательные требования со стороны родителей;
- оказывать своему ребенку посильную помощь, готовность давать ответы на вопросы.
Традиции семейного воспитания
Современными учеными к числу важнейших субъективных условий, которые заметно воздействуют на особенности домашнего воспитания, относят традиции семьи.
Традиция – это исторически сложившиеся и передаваемые от одного поколения к другому обычаи, порядки и правила поведения.
Семья, как любой другой социальный институт, существует благодаря воспроизведению традиций, следованию определенным образцам деятельности, без которых она не может развиваться.
И семья, и ценности являются порождением культуры, и практически любой образец материальной и духовной деятельности выступает как основа возникновения традиций внутри семьи.
Шмаков С.А. выделил несколько признаков семейных традиций:
- длительность и повторяемость в общественной практике, привычность восприятия семьи и одобрение семей. Традицией называют то, что устоялось, отложилось и постоянно воссоздается в семейной жизни. Никто из членов семьи специально не думает о том, почему, например, нужно к 1 сентября купить цветы – это традиция.
- своеобразие и самобытность традиции. Традициями не признаются каноны, поэтому они открывают путь к творчеству.
- наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, которые передаются из одного поколения к другому. В семейном досуге удивительно сохраняется прошлый опыт, стабильные ценности и нравственные нормы.
Ритуалы, которые практикуются в семейном кругу, жизненны и результативны, если соответствуют следующему перечню критериев:
- базируются на прошлом и настоящем опыте;
- соответствуют идеалам, вкусам и интересам, а также возрастным и половым особенностям каждого члена семьи;
- включают драматургию, которая импонирует модным и утилитарным притязаниям каждого участника;
- обладают простором для свободной импровизации и включают ряд разумных правил, которые не ущемляют достоинств каждого;
- включают игровые начала, сюжеты и роли, а также игровые аксессуары.
Все семейные традиции, обряды, обычаи и ритуалы содержат игровые элементы, а в дошкольном и младшем школьном возрасте игра – ведущий тип деятельности, посредством которого развивается личность ребенка.
Семейные традиции преимущественно играют роль воспитывающего элемента.
Традиции могут организовывать и преобразовывать все свободное, а также учебное время детей, вносить в них постоянно новую социальную информацию и ориентацию, ряд новых импульсов и красок. Свободным временем в основном и порождаются традиции семейного воспитания, а традициями создаются коммуникативные связи, которые обогащают это время человеческого существования.
Что касается воспитания детей в большинстве современных семей, то в нем преимущественно присутствуют общепринятые традиции организации праздника при поступлении ребенка в 1 класс, создание семейных фотоальбомов и пр. Традиции передаются из поколения к поколению, адаптируются и трансформируются в текущих условиях, не остаются навсегда застывшими и неизменными. Не изменяется только их значение в человеческом обществе: они служат для упрочения семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в любом обществе как механизмы передачи таких личностно и социально значимых качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопомощь и пр. В социальной литературе, как и в воспитательной практике, зачастую понятии традиции и обычая используются в качестве синонимов, подразумевая какое-то действие, регулярно повторяющееся в семье и несущее определенные функции воспитания и сплочения членов семьи.