Понятие воли, волевых качеств
В современной литературе представлены определения воли, волевых качеств.
Воля является основным свойством психики человека, посредством которой осуществляется регуляция поведения и деятельности, преодолеваются трудности для достижения цели.
Под волевыми качествами понимаются психические образования, которые относительно устойчивы и независимы от конкретных ситуаций, представляющие личностный уровень, характеризующий сознательную саморегуляцию поведения.
Одним из сензитивных личностных качеств, формирующихся у детей, является произвольность.
Произвольность характеризуется способностью управлять своим поведением соответственно определённым представлениям, правилам, нормам, является одной из форм волевого поведения.
Значение воспитания волевых качеств детей
Дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активным развитием воли, детьми осознаются основные этапы волевого действия, дети учатся сознательно управлять деятельностью, совершенствуются умения планирования, подчинения действий, их контроля, для достижения цели совершенствуются усилия, преодолеваются различные препятствия.
Воспитание волевых качеств детей является важным условием осуществления всестороннего воспитания личности. Уровень сформированности волевых качеств представляет собой стержневую сторону характера, волевые качества оказывают существенное влияние на успешность обучения ребёнка в школе, а также на формирование жизненной позиции.
Использование игры в воспитании волевых качеств детей
Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, не теряет она актуальности и в младшем школьном возрасте. Для воспитания волевых качеств детей дошкольного и школьного возраста успешно может быть использована игровая деятельность, в частности, игры с правилами.
Одним из видов игр с правилами является подвижная игра. Использование игр с правилами решает множество воспитательных задач, одной из которых является создание условий для волевого усилия, необходимого для достижения личных успехов.
При введении подвижной игры детям объясняются правила игры, кроме того, проводится систематическая работа с понятием «правило» - повторяются игровые правила, объясняется, как их нужно выполнять, проводится самооценка игры.
С целью воспитания волевых качеств детей используются разнообразные методы: объяснение, показ, рассказ и т.д.
Основными условиями использования игры как средства воспитания волевых качеств детей являются:
- простота и понятность правил игры детям;
- чёткое выделение правил игры для их соблюдения;
- игра должна способствовать умственному развитию и развитию движений;
- игра не должна нести угрозы здоровью ребёнка;
- активность в игре всех участников;
- выполнение гигиенических и эстетических требований, требований безопасности к инвентарю игры.
Воспитание волевых качеств детей в игре происходит поэтапно.
На первом этапе педагог добивается реакции детей на сигналы, для этого можно использовать в качестве раздражителей хлопки в ладоши, колокольчики, различные музыкальные игрушки.
На втором этапе происходит ознакомление с игрой и её правилами. На данном этапе широко используются предметы, картинки, проводятся беседы, в процессе которых происходит уточнение знаний и представлений детей об игре. На данном этапе объясняются правила игры, которые повторяются детьми несколько раз, обсуждаются ситуации, когда правила будут не соблюдаться.
На третьем этапе проводится игра. Взрослый может участвовать в игре вместе с детьми или наблюдать за игрой со стороны, руководство игрой осуществляется педагогом, им используются: направление действий играющих советом, вопросом, напоминанием, предложение выполнения роли активным детям.
На четвёртом этапе подводятся итоги игры, обсуждаются результаты.