Понятие безопасного поведения
В современной психолого-педагогической литературе безопасность наиболее часто рассматривается в контексте таких понятий, как безопасное поведение, безопасный образ жизни.
Широкий смысл понятия безопасного образа жизни включает нормы и правила, характеризующие безопасное поведение человека, а также методы и средства их воплощения в жизнь.
Узкий смысл понятия безопасного образа жизни содержит повседневное выполнение норм и правил безопасности, отражающихся в индивидуальной форме поведения, отражающей комплекс социально-культурных ценностей, обеспечивающий сохранение жизни.
Цели и задачи воспитания безопасного поведения детей
Целью работы, направленной на воспитание безопасного поведения детей, является формирование представлений об опасностях и опасных ситуациях и особенностях поведения в них.
Задачи:
- формирование представлений детей о факторах, которые опасны или вредны;
- воспитание навыков адекватного поведения в различных ситуациях, представляющих опасность;
- развитие потребности к приобретению новых знаний о правилах безопасности;
- обучение детей использованию полученных знаний в практических ситуациях.
Содержательный и организационный аспекты воспитания безопасного поведения детей
В содержание воспитания безопасного поведения детей включаются знания и умения, направленные на адекватное, осознанное овладение поведенческими навыками в быту, природе, на улице, в транспорте, в экстремальных ситуациях.
К основным формам и методам воспитания безопасного поведения детей можно отнести:
- проведение комплексных занятий, тренингов;
- организацию экскурсий, целевых прогулок, походов;
- использование подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, проблемных игр, а также игр-соревнований;
- проведение наблюдений, групповых и индивидуальных бесед и др.
Средства воспитания безопасного поведения подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей, таковыми могут быть: использование сюжетных картинок с различными ситуациями, плакатов, иллюстраций, настольно-печатных и дидактических игр, мультимедийных презентаций, карточек, игрушечного транспорта, макетов светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурок людей, представляющих пешехода, водителя, регулировщика, дорожных знаков, муляжей грибов и плодов, которые съедобны или несъедобны, художественных произведений.
Работа с родителями
Воспитание безопасного поведения детей осуществляется при непосредственном участии родителей, в связи с чем в образовательной организации проводится систематическое просвещение родителей, освещается содержание и активные методы воспитания безопасного поведения детей.
При осуществлении взаимодействия с родителями могут быть использованы следующие методы: проведение анкетирования, тестирования и опросов, родительских собраний, бесед, в ходе которых решаются проблемные обучающие ситуации, приглашаются медицинские работники, сотрудники полиции, МЧС, планируется проведение совместных праздников, развлечений, проектов, могут быть организованы практические семинары, консультации и т.д.
В семейном воспитании в воспитании безопасного поведения широкое применение находит систематическое использование произведений художественной литературы (чтение и работа над идеей произведений «Кошкин дом», «Пожар», «Повесть о неизвестном герое» и др.; рассматривание иллюстративного материала, в ходе которого обсуждаются правила поведения в природе, на улице, в транспорте и т.д.
Чрезвычайно важны организованные родителями беседы с детьми о прочитанных произведениях, в ходе которых происходит уточнение мнения ребёнка о поступке героев.
Полученные представления о безопасном поведении закрепляются в различного вида играх – дидактических, подвижных.
Кроме того, родителями могут организовываться прогулки, в ходе которого осваиваются ребёнком правила дорожного движения. На прогулках в ходе наблюдения за поведением взрослого, комментированием совершаемых действий, происходит ориентация в дорожной обстановке, детьми осваиваются основные требования безопасности.