Эффективное семейное воспитание и его роль в развитии ребенка
Основными общими условиями эффективности воспитания детей являются:
- субъектно-личностные условия;
- социокультурные условия;
- социально-методические;
- организационно-управленческие.
При рассмотрении семьи, как части воспитательной системы, эти условия можно применить и к семейному воспитанию. Семья служит источником и звеном для передачи ребенку социально – исторического опыта и взаимоотношений между людьми. Семья - важный институт воспитания и социализации ребенка.
Отказ от семейного воспитания наносит ущерб развитию личности ребенка. Сила и действенность воспитания в семье не сопоставимы даже с квалифицированным воспитанием в любом воспитательном учреждении. Домашнее воспитание уникально своей первичностью, значением близких людей в жизни ребенка, обусловленным биологической и психологической зависимостью от них.
Семейное воспитание должно строиться на родительской любви к детям и привязанность, доверие, нежность детей к родителям.
Эффективность воспитания в семье также обусловлено постоянством и длительностью воспитательных воздействий старших членов семьи в процессе жизнедеятельности семьи, их регулярностью. Воспитательному процессу в семье также способствует включение детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность. Семья постепенно приобщает ребенка к социальной жизни, поэтапно расширяет его кругозор и опыт. Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа: по возрасту, полу, по профессии. Такая особенность микрогруппы позволяет ребенку ярче проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.
Факторы, которые характеризуют жизнедеятельность семьи и влияют на развитие ребенка, подразделяются на:
- социально-культурный,
- социально-экономический,
- технико-гигиенический,
- демографический.
Социально–культурный фактор один из самых важных в воспитательной деятельности семьи. Он определяется отношением родителей к этой деятельности: равнодушно, ответственно или легкомысленно. Эффективность воспитания зависит от того, насколько родители осознают ответственность за воспитание своих детей, как относятся к своей социальной обязанности полноценного члена общества. Отношения между членами семьи формируют микроклимат семьи, который оказывает влияние на эмоциональное состояние всех ее членов, через него воспринимается окружающий мир и личное место в нем. В зависимости от отношения со стороны взрослых ребенок воспринимает этот мир притягательным или отталкивающим, вызывающим доверие или недоверие. Доверие к миру - основа положительного самоощущения ребенка. Благоприятные внутрисемейные взаимоотношения в семье стимулируют чувства и действия направленные друг на друга. Благополучие ребенка в семье транслируется на другие сферы взаимоотношений ребенка. Конфликты в семье лежат в основе дефектов развития и воспитания.
Социально-экономический фактор зависит от имущественных характеристик семьи и степени занятости родителей. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Содержание детей, обеспечение их полноценного развития обусловлено общественно-политическим и социально-экономическим положением в государстве. Для семей с низким уровнем дохода проблематична организация отдыха, культурно-спортивного досуга и качественного здравоохранения, а также образования и воспитания детей.
Технико-гигиенический фактор влияет на процесс семейного воспитания с точки зрения места и условий проживания, оснащенности жилья необходимой техникой.
Демографический фактор, то есть когда структура и состав семьи диктуют свои особенности воспитания детей.
Правила для реализации эффективного семейного воспитания
Сформулируем основные правила для реализации эффективного воспитательного процесса в семье. Правила отношения к ребенку:
- Проявлять любовь к ребенку через похвалу, ласку и нежность, зарождая в ребенке ощущение защищенности, уверенности и свободы.
- Относиться к ребенку как к равному.
- Уважать ребенка и признавать его как личность.
- Проявлять сочувствие и переживать совместно детские беды и радости, налаживать дружеские и доверительные отношения с ребенком.
- Воспринимать детство не как преддверие жизни, а как полный глубоких и ярких переживаний отрезок жизни.
- Верить в возможности ребенка и лучшие качества маленькой личности, в случайность и временность неверного поведения.
- Поддерживать радостную и оживленную атмосферу в семье.
- Не стремиться подчинить ребенка воле родителей.
- Соблюдать справедливость и меру в поощрениях и наказаниях детей.
Правила, способствующие развитию детей:
- Создание для ребенка возможностей, соответствующих и опережающих его уровень развития.
- Оказание помощи ребенку в познании, самовыражении, самоопределении.
- Готовность отвечать на любые вопросы ребенка.
- Не бояться предоставлять ребенку свободу выбора.
- Отказаться от стандартов в отношении ребенка.
- Поощрять творческое начало в любой работе.
Правила для создания благоприятной эмоциональной атмосферы вокруг ребенка:
- Присутствие любви, взаимопонимания, сотрудничества в отношениях между родителями.
- Зрелое отношение родителей к воспитанию детей.
- Гуманно-личностный подход к ребенку: любить, понимать, сострадать, помогать.
- Любовь и доброта, участие и сотрудничество во взаимодействии с детьми.
- Формирование в семье культа матери и авторитета отца.
- Внимание к физическим психологическим особенностям своих детей.
- Использовать собственный пример для воздействия на ребенка.
Семейное воспитание должно носить гуманный характер, для этого следует придерживаться следующих правил:
- Не применять по отношению к детям насилия, ни при каких обстоятельствах.
- Не срывать свое плохое настроение на ребенке.
- Не применять физическое наказание ребенка.
- Не лгать ребенку.
- Не запугивать ребенка.
- Исключить нотации из общения с ребенком.
- Не осуждать ребенка, а исключительно его поступки.
- Ограничивать ребенка как можно меньше в его действиях.
- Не бояться активности ребенка, не сдерживать его инициативы.
- Не превозносить дитя и не потакать ему.
- Исключить фразы: «Я тебя не люблю, я тебя брошу и т.д.».
- Не втягивать ребенка в семейные конфликты.
- Не смеяться над неудачами ребенка.
- Не нарушать обещаний, данных ребенку.