Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Условия эффективности семейного воспитания

Эффективное семейное воспитание и его роль в развитии ребенка

Основными общими условиями эффективности воспитания детей являются:

  • субъектно-личностные условия;
  • социокультурные условия;
  • социально-методические;
  • организационно-управленческие.

При рассмотрении семьи, как части воспитательной системы, эти условия можно применить и к семейному воспитанию. Семья служит источником и звеном для передачи ребенку социально – исторического опыта и взаимоотношений между людьми. Семья - важный институт воспитания и социализации ребенка.

Отказ от семейного воспитания наносит ущерб развитию личности ребенка. Сила и действенность воспитания в семье не сопоставимы даже с квалифицированным воспитанием в любом воспитательном учреждении. Домашнее воспитание уникально своей первичностью, значением близких людей в жизни ребенка, обусловленным биологической и психологической зависимостью от них.

Семейное воспитание должно строиться на родительской любви к детям и привязанность, доверие, нежность детей к родителям.

Эффективность воспитания в семье также обусловлено постоянством и длительностью воспитательных воздействий старших членов семьи в процессе жизнедеятельности семьи, их регулярностью. Воспитательному процессу в семье также способствует включение детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность. Семья постепенно приобщает ребенка к социальной жизни, поэтапно расширяет его кругозор и опыт. Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа: по возрасту, полу, по профессии. Такая особенность микрогруппы позволяет ребенку ярче проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.

Факторы, которые характеризуют жизнедеятельность семьи и влияют на развитие ребенка, подразделяются на:

  • социально-культурный,
  • социально-экономический,
  • технико-гигиенический,
  • демографический.

Социально–культурный фактор один из самых важных в воспитательной деятельности семьи. Он определяется отношением родителей к этой деятельности: равнодушно, ответственно или легкомысленно. Эффективность воспитания зависит от того, насколько родители осознают ответственность за воспитание своих детей, как относятся к своей социальной обязанности полноценного члена общества. Отношения между членами семьи формируют микроклимат семьи, который оказывает влияние на эмоциональное состояние всех ее членов, через него воспринимается окружающий мир и личное место в нем. В зависимости от отношения со стороны взрослых ребенок воспринимает этот мир притягательным или отталкивающим, вызывающим доверие или недоверие. Доверие к миру - основа положительного самоощущения ребенка. Благоприятные внутрисемейные взаимоотношения в семье стимулируют чувства и действия направленные друг на друга. Благополучие ребенка в семье транслируется на другие сферы взаимоотношений ребенка. Конфликты в семье лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Социально-экономический фактор зависит от имущественных характеристик семьи и степени занятости родителей. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Содержание детей, обеспечение их полноценного развития обусловлено общественно-политическим и социально-экономическим положением в государстве. Для семей с низким уровнем дохода проблематична организация отдыха, культурно-спортивного досуга и качественного здравоохранения, а также образования и воспитания детей.

Технико-гигиенический фактор влияет на процесс семейного воспитания с точки зрения места и условий проживания, оснащенности жилья необходимой техникой.

Демографический фактор, то есть когда структура и состав семьи диктуют свои особенности воспитания детей.

Правила для реализации эффективного семейного воспитания

Сформулируем основные правила для реализации эффективного воспитательного процесса в семье. Правила отношения к ребенку:

  • Проявлять любовь к ребенку через похвалу, ласку и нежность, зарождая в ребенке ощущение защищенности, уверенности и свободы.
  • Относиться к ребенку как к равному.
  • Уважать ребенка и признавать его как личность.
  • Проявлять сочувствие и переживать совместно детские беды и радости, налаживать дружеские и доверительные отношения с ребенком.
  • Воспринимать детство не как преддверие жизни, а как полный глубоких и ярких переживаний отрезок жизни.
  • Верить в возможности ребенка и лучшие качества маленькой личности, в случайность и временность неверного поведения.
  • Поддерживать радостную и оживленную атмосферу в семье.
  • Не стремиться подчинить ребенка воле родителей.
  • Соблюдать справедливость и меру в поощрениях и наказаниях детей.

Правила, способствующие развитию детей:

  • Создание для ребенка возможностей, соответствующих и опережающих его уровень развития.
  • Оказание помощи ребенку в познании, самовыражении, самоопределении.
  • Готовность отвечать на любые вопросы ребенка.
  • Не бояться предоставлять ребенку свободу выбора.
  • Отказаться от стандартов в отношении ребенка.
  • Поощрять творческое начало в любой работе.

Правила для создания благоприятной эмоциональной атмосферы вокруг ребенка:

  • Присутствие любви, взаимопонимания, сотрудничества в отношениях между родителями.
  • Зрелое отношение родителей к воспитанию детей.
  • Гуманно-личностный подход к ребенку: любить, понимать, сострадать, помогать.
  • Любовь и доброта, участие и сотрудничество во взаимодействии с детьми.
  • Формирование в семье культа матери и авторитета отца.
  • Внимание к физическим психологическим особенностям своих детей.
  • Использовать собственный пример для воздействия на ребенка.

Семейное воспитание должно носить гуманный характер, для этого следует придерживаться следующих правил:

  • Не применять по отношению к детям насилия, ни при каких обстоятельствах.
  • Не срывать свое плохое настроение на ребенке.
  • Не применять физическое наказание ребенка.
  • Не лгать ребенку.
  • Не запугивать ребенка.
  • Исключить нотации из общения с ребенком.
  • Не осуждать ребенка, а исключительно его поступки.
  • Ограничивать ребенка как можно меньше в его действиях.
  • Не бояться активности ребенка, не сдерживать его инициативы.
  • Не превозносить дитя и не потакать ему.
  • Исключить фразы: «Я тебя не люблю, я тебя брошу и т.д.».
  • Не втягивать ребенка в семейные конфликты.
  • Не смеяться над неудачами ребенка.
  • Не нарушать обещаний, данных ребенку.
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot