Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Средства эстетического воспитания

В разнообразной эстетической деятельности с целью эстетического воспитания применяется комплекс различных художественно-эстетических средств. По Лихачеву выделяются следующие средства:

  • природа,
  • труд,
  • общение,
  • искусство (литература, живопись, музыка),
  • игра и т.д.

Перечисленные средства органически входят в структуру эстетического воспитания (Рис.1). Их особенности и значение для эстетического развития, рассмотрим ниже.

Средства эстетического воспитания

Рис.1

Природа

Источником эстетического воспитания может выступать природа. Мир природы неповторим в своем многообразии. Природа является вечным источником добрых чувств детей. Природа как средство эстетического воспитания занимает одно из первых мест. К.Д. Ушинский писал: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Но средством природа становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Отличительной особенностью природы как средства эстетического воспитания является то, что воспринимать ее человек способен с самого раннего возраста. Красота природы проста и доступна. Наиболее доступной для восприятия считается декоративная красота природы. Именно поэтому очень важно общение ребенка с природой в образовательном процессе дошкольных учреждений и начальной школы.

Яркие краски природы, приятные звуки привлекают внимание детей и тем самым вызывают эмоции, оказывают положительное влияние на развитие восприятия, воображения и стимулируют творческую деятельность.

Для эстетического восприятия природы важны наблюдательность и фантазия. Дети на своем уровне описывают эту красоту, по-своему выражают свои эмоции и чувства. На первом воспитательном этапе эти чувства будут простыми, но важно, чтобы ребенок смог увидеть, почувствовать эту красоту и эмоционально ее пережить. Для целостного восприятия можно добавить литературные произведения о природе.

Трудовая деятельность

Важным средством в воспитании эстетики является труд. Умственный и физический труд активно влияют на эстетическое развитие учащихся. Это происходит через процесс труда, содержание труда и его результаты, а также формирующимися отношениями в процессе трудовой деятельности. Эстетическое чувство у воспитанников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, пропорция, гармония. Эстетическое чувство проявляется в способности видеть прекрасное в созидательном труде, получать радость от участия в трудовой деятельности, создавать эстетическую обстановку для такой деятельности. Правильно организованный труд порождает чувство удовлетворения и наслаждения.

Избежать превращения труда в тягость и обузу можно наделив его общественно значимой целью, планированием и экономией времени, вдохновением, увлеченностью.

Искусство

Важным средством эстетического воспитания является, безусловно, искусство. Произведения искусства заставляют человека видеть жизнь через образы. Эстетическое наслаждение при созерцании произведений искусства возникает в результате переживания сопричастности творчеству художников. Искусство позволяет нам вносить в повседневную жизнь художественное начало.

Искусство заполняет свободное время школьников, наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяет интересы и потребности личности, делает развитие разносторонним. Искусство способно снимать напряжение и стресс от учебы, труда, спорта. Искусство увлекает и переносит человека в мир новых эмоциональных состояний, которые переключают психическую деятельность, создают разрядку.

Воспитание ребенка в деятельности – закономерная особенность воспитания. Художественная деятельность подразумевает различные театрализованные игры или представления, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, работу над дизайном. Все перечисленные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

Литература - это искусство художественного слова. Литература помогает воспроизводить образы художественных произведений в своем воображении, характеризовать героев и анализировать их поступки. В результате овладения культурой чтения, ученики начинают задумываться над тем, чему учит книга, переживают глубокие и яркие впечатления.

Музыка как средство эстетического воспитания учит воспринимать музыкальные произведения и обеспечивает приобретение простейших навыков исполнительства. Музыка порождает в человеке лирические чувства, развивает музыкальный слух, гармонию, художественный вкус, осуществляет воздействие на различные сферы личности.

Изобразительное искусство знакомит с художественными произведениями; элементами искусствознания, способствующими формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Игра

Важным средством эстетического воспитания является игра. Игровая деятельность создает особое эмоциональное поле, в котором ребенок, естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Сегодня очень популярны игры, которые способствуют развитию эстетической направленности личности ребенка, выявлению фактического уровня обученности. Спектр игр, применяемых с целью эстетического воспитания велик (Рис.2).

Средства эстетического воспитания

Рис.2

Эстетика быта

Важно пробудить у воспитанников стремление утверждать красоту всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки вокруг себя. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Среда, в которой ребенок живет и развивается, играет важную роль в воспитании эстетических чувств. Если обстановка эстетична, красива, если между людьми красивые отношения, речь, которую слышит ребенок правильна и чиста, то он будет принимать эстетическое окружение как норму и стремиться к этому. Поэтому важно уделять внимание эстетике быта. Эстетика быта включает и внешний вид человека. Эстетика быта является фоном, закрепляющим или разрушающим складывающиеся представления о красоте.

Дата последнего обновления статьи: 22.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot