Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Направления и формы деятельности классного руководителя

Направления работы педагога

Задачами и функциями классного руководителя определяются направления, содержание, формы и методы его деятельности. Практика показывает, что самыми важными направлениями работы педагога, выполняющего роль классного руководителя являются:

  • изучение личности воспитанников;
  • создание и воспитание коллектива учащихся;
  • развитие заложенных талантов, умственных и физических способностей воспитанников, формирование познавательной культуры и организация досуга;
  • создание благоприятных условий для физического развития, сохранения и укрепление здоровья учащихся;
  • подготовка учащихся к трудовой деятельности;
  • работа с учителями, взаимодействующими с воспитанниками;
  • взаимосвязь и работа с родителями школьников;
  • сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями и общественными организациями;
  • планирование воспитательной работы с детьми и ведение необходимой документации.

Направления и формы деятельности классного руководителя

Рис.1

Изучение личности воспитанника проводится классным руководителем посредством широкого спектра школьных методик. Основываясь на результатах анализа, педагог организует индивидуальный путь развития ребенка. На основе личных особенностей ребенка он привлекает его к активной деятельности классного коллектива. В такой работе необходимо сочетать дифференцированный подход к ребенку и работу с разнообразными группами, например, мальчиков и девочек, активных детей и пассивных, талантливых и отстающих в развитии. Методами изучения учащихся являются:

  • систематическое наблюдение за деятельностью и поведением воспитанников, как в процессе обучения, так и во внеурочное время, проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед;
  • определение результатов деятельности учащихся;
  • естественный эксперимент;
  • составления рейтинга;
  • метод компетентных оценок.
«Направления и формы деятельности классного руководителя» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Коллектив учеников, в частности класс – это основная среда жизнедеятельности школьника. Создание и воспитание классного коллектива предусматривает привлечение учеников к различным в видам полезной деятельности, развитие межличностных отношений, формирование традиций в коллективе, налаживание связей с другими школьными коллективами. Очень важно создать в классе атмосферу дружественности и оптимизма, благоприятного психологического микроклимата.

Начиная свою работу, классному руководителю требуется ознакомиться с личными делами воспитанников, провести беседы с родителями, учителями-предметниками, проанализировать успеваемость и составить первоначальное представление об уровне успеваемости, поведения, определить положительные аспекты и недостатки класса. На следующем этапе необходимо определить эффективный подход к организации воспитательной роботы.

Педагогические требования к воспитанникам

Важное значение в создании прочного, эффективного коллектива имеет правильное предъявление педагогических требований к воспитанникам. С этой целью, в начале своей работы, можно провести специальное собрание, на котором ознакомить учащихся со школьными правилами и требованиями классного руководителя по отношению к поведению, школьным обязанностям и так далее. Формулировка и предъявление требований побуждает учащихся к анализу личного поведения и переживанию определенных внутренних противоречий между имеющимся и требуемым уровнем поведения, таким образом, стимулируется самовоспитание.

Способность классного руководителя организовать внеклассную работу с учащимися является важным условием воспитания коллектива учащихся. Необходимо привлекать учеников к активной практической деятельности, пробуждать и развивать интерес к ней. На основе интересных практических дел можно формировать положительные традиции в классе. Традиции способствуют насыщенности жизни коллектива и его развитию.

Процесс воспитания учащихся подразумевает развитие талантов, умственных способностей, физического здоровья, формирование познавательной культуры, организацию досуга. Ориентируясь на это, классный руководитель совместно с учителями-предметниками должен воспитывать в своих подопечных ответственное отношение к учебе, способствовать в привлечении их к работе в различных научно-технических обществах, кружках, секциях, согласно их интересов и возможностей, поощрять изучение дополнительных иностранных языков на различных курсах. Важно развивать познавательный и культурный кругозор учащихся. Классный руководитель может осуществлять это через проведение экскурсий, конкурсов, встреч, посещение музеев и театров.

Одна из задач классного руководителя - своевременно увидеть отставание ученика в учебе, определить причины, которые привели к этому, и оказать воспитаннику эффективную помощь.

Важной частью работы классного педагога является духовно-нравственное воспитание, ориентированное на общечеловеческие ценности. Нравственное воспитание может реализовываться посредством знакомства учащихся с культурой различных стран мира, организации диспутов на морально-этические темы, литературно-художественных вечеров. Здесь важен пример педагога.

При организации внеклассной воспитательной работы с учащимися, классному руководителю важно помнить о необходимости воспитания чувства любви к Родине, патриотизма, национального самосознания и личной ответственности за сохранение богатств нашей страны.

В формировании личности в современных реалиях важной является подготовка учащихся к хозяйственно-трудовой деятельности. В связи с этим важным направлением деятельности классного руководителя должна быть подготовка к трудовой деятельности воспитанников, экологическое воспитание, экономическое воспитание.

На сегодняшний день наблюдается слабое физическое развитие и состояние здоровья большинства учащихся. Поэтому на первый план перед классным руководителем выдвигается необходимость создания благоприятных условий для физического развития воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья. Классному руководителю важно уделять внимание изучению возрастных и психофизических особенностей детей, пропаганде здорового образа жизни среди воспитанников, предотвращению фактов употребление алкоголя и наркотиков.

Работа с учителями, преподающими в данном классе, помогает выработать единый стиль взаимоотношений с учениками.

Взаимосвязь классного руководителя с семьей и работа с родителями позволяет придать процессу воспитания целостность, единство, а значит сделать его более эффективным (Рис.2). Требуется ознакомить родителей с целью, задачами, содержанием и методами учебно-воспитательного процесса в определенном классе. Необходимо организовать психолого-педагогическое обучение родителей для выработки единого подхода к решению задач воспитания детей.

Направления и формы деятельности классного руководителя

Рис. 2

Сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями и общественными организациями в рамках работы классного руководителя позволяет обогатить учебно-воспитательный процесс. Важно использовать в воспитательной работе с классом творческий потенциал воспитанников - музыкантов, художников, спортсменов, актеров. Данная практика позволяет формировать положительное отношение учащихся к полезной и увлекательной, творческой деятельности, поднимает престиж учащихся, занимающихся ею, позволяет ребятам самореализовываться.

Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot