Понятие об этикете
В последние десятилетия во всем мире проснулся неподдельный интерес к теме этикета. Это можно объяснить в большой степени новым осмыслением самих феноменов общения и поведения.
Слово «этикет» в дословном переводе с французского языка означает «этикетка», «товарный знак», и подразумевает совокупность инструкций поведения в конкретных ситуациях (обхождение с окружающими, формы общений и приветствий, поведение в публичных местах, манеры и одежда). В более широком смысле в понятие этикет входят не исключительно формальные правила поведения, но и вежливость, такт, достойные манеры, все, что составляет наружную сторону поведенческого самовыражения.
Этикет выражается в трудной системе отчетливо созданных норм учтивости, конкретно классифицирует правила общения с представителями разных классов и сословий, с должностными лицами согласно с их рангом, правила поведения в разных кругах.
В современном обществе этикет отображает процесс демократизации и гуманизации общественной жизни. Он существенно упрощается, становится более вольным и природным, приобретает смысл ежедневного дружественного уважительного отношения ко всем людям. Демократизация этикета выражается в том, что устоявшиеся формы общения в конкретных случаях все более переходят во общее почтение к человеку во всех обстановках и независимо от его данных. Кроме знания и соблюдения определенных правил, этикетная мера межчеловеческого общения характеризуется также любезностью, являющуюся весомой нравственной добродетелью, показателем нравственной цивилизованности. В том случае, когда этикетные нормы ослабевают, правила игнорируются, нравственная культура не восполняется надлежащим воспитанием, в обществе можно наблюдать грубость, хамство, безразличие, неуважение.
Любой поступок человека обладает в одно и тоже время этическим и эстетическим характером, и быть может оценен с одной стороны, как красивый или некрасивый, а с другой как хороший или плохой. Данная особенность восприятия предусмотрена и закреплена в этикете.
Существование человека в среде себе аналогичных, взаимодействие людей друг с другом – один из важнейших аспектов бытия. Люди не могут полноценно жить, не контактируя между собой, не разговаривая друг с другом. Действительно человеческое общение - форма творчества, помогающая выявить и раскрыть лучшие стороны личности. Оно строится на соблюдении человечеством обычных норм нравственности. Но есть и «немой язык» человеческих эмоций - взгляд, жест, который быть может приветливым или же огорчительным, утонченным или же вульгарным, высказать симпатию либо антипатию к человеку; поза, манера придерживаться в общении помимо прочего определяет культуру человека. В связи с тем, что этикетные нормы появляются в наших словах и делах, сам этикет можно поделить на речевой и неречевой.
Обнаружить правильную и точную меру в наружных формах поведения особо трудно в прогрессивных условиях динамизма жизни и стремительной смены моды. В следствии этого пристойные манеры все больше находятся в зависимости от внутренней культуры, нравственной глубины и такта личности.
Воспитательная специфика урока этикета
В целом в современных условиях уроки этикета имеют в своей основе аспекты гуманизма, воспитания общей культуры личности. При подготовке следует учитывать возрастные особенности учащихся, видимые проблемы класса в этой области. Чем разнообразнее будут формы и методы деятельности, интереснее подача материала, тем эффективнее будет само занятие.
Воспитательные задачи урока в основном сводятся к формированию у детей таких качеств, как вежливость, такт, сдержанность, скромность, обязательность.
Вежливость делает жизнь человека легче и упрощает его дела. Неважно, какая форма вежливости ценится в обществе в большей степени, главное - соблюдать условие искренности и чувства меры, ибо преувеличенная и нарочитая вежливость оставляет неприятное впечатление.
С вежливостью тесно связано умение соблюдать такт, то есть чувство меры и приличия.
Такт - это сознание того, что можно и что нельзя делать, чтобы не оскорбить другого человека.
Одним из главных требований правильного общения считается сдержанность, другими словами умение контролировать собственные действия, не поддаваться чувствам раздражения и гнева.
Сдержанность - это почтение к людям.
Воспитанный человек выслушает собеседника до конца, не перебивая его, не позволит поднять голос, использовать грубые слова и жесты.
Еще одной чертой воспитанности считается скромность, отражающаяся в повседневных человеческих отношениях. Она не умаляет положительных сторон личности, а, напротив, акцентирует на них внимание. Непременным качеством действительно культурного человека считается точность и обязательность. Они характеризуют такие черты характера, как умение анализировать события, расценивать собственные поступки, давать прогноз следующих действий.
Знание основ и норм этикета предоставляет человеку выбор определенной формы и манеры поведения, более подходящей в конкретной ситуации и приличной в нравственном отношении.
Формы и методы работы на уроке этикета
Как правило, при организации урока этикета выбираются следующие формы и методы работы:
- рассказ на этическую тему, представляющий собой эмоциональное изложение событий, имеющих нравственное содержание (воздействуя на чувства, он помогает детям понять и усвоить нравственные нормы поведения);
- объяснение, которое может быть ориентировано как на отдельную личность, так на целую группу;
- этическая беседа, где педагог вместе с учениками обсуждает конкретную ситуацию, оценивая ее с точки зрения морали;
- упражнение, реализующееся через деятельность, позволяющую освоить социальный опыт поведения;
- приучение, применяемое в случаях, когда необходимо на высшем уровне сформировать необходимое качество;
- поощрение, отражающее одобрение хороших поступков;
- соревнование, как метод направления природной необходимости учащихся к соперничеству и приоритету на воспитание необходимых человеку и обществу качеств.