Одной из наиболее демократичных форм детского самоуправления считается коллективная организаторская деятельность (КОД). В КОД субъектом самоуправления становится целый коллектив.
Сущностью коллективной организаторской деятельности считается функциональное участие каждого на всех этапах цикла управления. Механизмами включения участников в исполнение властных функций считается опора на микроколлективы, члены которых объединены между собой отношениями товарищества, и постоянная замена тех, кто исполняет управляющие роли.
Коллективная организаторская деятельность считается основным компонентом педагогики общей заботы И. П. Иванова. КОД была разработана И. П. Ивановым и его единомышленниками в 1956 году. И. П. Иванов обозначил ее как единую организаторскую активность единого коллектива педагогов и детей», как микросистему конкретной организаторской заботы педагогов и учеников об усовершенствовании собственной и окружающей жизни.
Коллективная организаторская деятельность состоит из коллективного планирования, коллективной текущей компании работы, коллективного обсуждения и оценки результатов.
Коллективное планирование
Коллективное планирование считается главным шагом КОД и методом участия учеников в процессе целеполагания. Коллективное планирование обычно начинается с разведки дел и друзей, которая включает детей во взаимодействие с окружающей средой и ее социальный анализ. Для коллектива, реализующего КОД, характерен поиск деятельности, проявление инициативы. В ребятах развертывается способность видеть, кто нуждается в их помощи, где они могут быть полезны. Поиск приводит к находкам различной деятельности, появляется необходимость отбора деятельности по конкретным аспектам.
Характеризуя цель как познание будущего итога, О. К. Тихомиров подчеркивает, что это познание только тогда становится целью субъекта, когда получает индивидуальный смысл.
Дальше проводится сбор и анализ нужной информации, постановка конструктивных задач, отбор средств для их решения, планирование деятельности по их достижению, то есть замысливается кратковременная и пространственная последовательность действий, определяются организаторы и исполнители. На значимость обучения детей планированию работы указывается в большом количестве психолого-педагогических исследований хотя встречается и предложение, что планирование не может быть особой педагогической задачей и исполняется попутно в процессе обучения самой работе.
Субъект коллективной организаторской деятельности
Воплощение ребенком процесса целеполагания и планирования гарантирует его функциональную позицию в процессе достижении цели. Субъектом собственной деятельности может считаться только тот человек, который осознаёт собственные задачи и положение.
Субъект деятельности избирает условия, которые соответствуют определённой задаче, выбирает методы преобразования начальной ситуации, расценивает промежуточные и итоговые результаты и решает вопрос о необходимости внесения изменений в исполняемые действия. В результате исполнения деятельности улучшаются силы и способности человека, изменяется багаж применяемых им средств, проистекает его формирование.
Именно предоставленная очередность действий даёт возможность любому участнику КОД оценивать свой собственный вклад, сопоставлять позиции, их обоснование.
Таким образом, происходит овладение мастерством принятия решений – важным умением в жизни свободного человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что ребёнок овладевает следующими возможностями:
- прогностическими, то есть возможностью к целеполаганию и планированию, к исследованию плана;
- организаторскими, к примеру, мастерством возглавлять подготовку дела, приготовить нужные условия, делить и выполнять поручения;
- коммуникативными, включающими в себя умение выслушивать, высказывать и защищать собственную идею, детализировать и совершенствовать идею собеседника, действовать в группе;
- творческими: умение генерировать мысли, разрабатывать план, сценарий, выдумывать сюрпризы, подмечать и улаживать трудности в окружающей жизни, проявлять заботу о близких, быть создателем чужой радости;
- рефлексивными, позволяющими разбирать действия, получать уроки из жизненного опыта, ставить задачи своего развития.
Принципы коллективной организаторской деятельности
Осуществление технологии КОД должна быть соотнесена со следующими педагогическими принципами:
- Принцип гуманизма. Данный принцип подразумевает, что активность, управление которой исполняется по системе КОД, носит гуманистический характер, то есть характер единой творческой гражданской заботы об окружающей жизни, о собственном коллективе как ее частице, о любом товарище.
- Принцип демократизма. Подразумевает соблюдение демократических процедур, целостность закона для всех, правдивую и последовательную гласность, стремление к консенсусу, терпимость, заинтересованное отношение к эмоциям, мыслям, идеям, интересам всех членов коллектива, право меньшинства на оппозицию, на собственный выбор, отсутствие высокомерия по отношению к посторонним.
- Принцип самостоятельности. Данный принцип предоставляет всем членам общества право автономного выбора целей и средств деятельности, организационной структуры коллектива; независимость в принятии решения, основанного на высказываниях воззрений членами общества, и в его исполнении.
- Принцип творчества. Этот принцип подразумевает ориентацию на нестандартное решение жизненных задач, проблемных ситуаций, на свободный поиск и исследование собственных форм деятельности.
- Принцип индивидуализации, представляющий собой обеспечение условий для свободного самовыражения личности, в том числе свободу выбора общей деятельности, реализацию собственных интересов в сочетании с интересами остальных людей.
- Принцип развития подразумевает целенаправленное и методичное создание организаторских умений у всякого члена коллектива.
- Принцип связи этапов и циклов КОД состоит в, завершенности каждого из её циклов, наличии взаимосвязей взаимного соотношения между планированием, организацией, исполнением, оценкой, анализом.