Историческая обусловленность
Цели воспитания постоянно выражают историческую необходимость общества в подготовке подрастающего поколения, которое сможеть в будущем реализовывать различные функции и играть соответствующие общественные роли. Педагогика показывает, что в различные исторические периоды, в разных государствах и у разных народов были собственные цели воспитания. Они динамичны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Так, Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), почитание Бога (религиозное воспитание).
Британский философ и преподаватель Дж. Локк заявлял, что основная задача воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Германский воспитатель И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие личностных интересов, нацеленное на гармоничное существование человека.
В современном мире цели воспитания разнообразны, так как определяются потребностями постоянно развивающегося общества. Процесс воспитания может зависеть от таких причин, как темпы общественного и научно-технического прогресса, уровень развития педагогической науки, возможности учебных заведений, учителей и учеников. Данные условия могут меняться в зависимости от конкретной исторической обстановки.
В отечественной педагогической доктрине сегодня в роли одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоничное становление личности.
Особенности воспитания в разные исторические периоды
С тех пор как появилось человечество, люди начали заниматься воспитанием подрастающего поколения. Впрочем целенаправленным действием оно стало только с возникновением профессии воспитателя, педагога, учителя.
В первобытном обществе основная задача воспитания состояла в подготовке ребенка к жизни и формированию у него навыков выживания.
В Древней Греции воспитательный идеал формировался из понимания гармонии телесных и духовных сил. Фаллес, Гераклит, Демокрит в своих трудах отмечали ряд положений по воспитанию достойного человека. Платон обосновал систему образования и воспитания, целью которой было создание «идеального государства». Аристотель особое внимание уделял нравственному воспитанию, отводя при этом основную роль в воспитании семье.
Целью спартанского воспитания быа подготовка физически сильных, мужественных и дисциплинированных воинов.
В средние века образование и воспитание имело конфессионный нрав. Целью были религиозный аскетизм, умерщвление плоти и духовное возвышение личности для поддержания божественного благочестия.
В эпоху Возрождения воспитательный процесс претерпел некоторые изменения. Эразм Роттердамский, к примеру, провозглашал принцип активности воспитания, полагая, что к нему надо прибегать с первых лет жизни человека. Томас Мор, отвергая бесчеловечность рыцарского воспитания, выделял совмещение в человеке общественных и личностных достоинств, таких как скромность, добродетель, трудолюбие, доброта.
С развитием капиталистических взаимоотношений поменялись и взгляды на цели воспитания. В период Нового времени А. Дистервег видел цель воспитания в подготовке подрастающего поколения к благополучной жизни; Н.И. Пирогов – в подготовке служителя Отечества, К.Д. Ушинский – в подготовке труженика и патриота. Я. Коменский первым аргументировал принцип природосообразности в воспитании. Нравственному формированию личности отводили главное место Ж. -Ж.Руссо, Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт.
В XX в. педагогические идеи начали развиваться на базе демократических концепций светского и религиозного направления. Э. Шпрангер и Ж. Сартр основными аспектами воспитания считали психологические и ценностные установки личности.
И так в любой исторической ситуации менялись цели и сущность процесса воспитания, плавно подстраиваясь под конкретные исторические обстоятельства.
Социальная обусловленность
Цели, задачи и характер образовательно-воспитательного процесса социально обусловлены, то есть зависят во многом от социального заказа государства и общества в конкретный период.
Социальная обусловленность относится к общественному процессу изучения людей в сообществе. Каждый человек живет в определенном сообществе, а значит так или иначе подвержен его влиянию. Взаимодействуя с другими, человек проходит так называемую социализацию: усваивает знания, получает опыт, ориентируется на конкретные примеры. Этот процесс двусторонен, поскольку люди не только получают что-либо от общества, но и сами так или иначе передают информацию, умения, ценности и т.д. Многие строят свою деятельность в последующем исключительно с учетом одобрения окружающими.
Действие социальной обусловленности велико, но оно, как правило, относится к группе общественных текстур, включая образование, работу, отдых, массовую культуру, религию, духовность и домашнюю жизнь.
Социальная обусловленность является актуальной темой для обсуждения роли и сущности воспитания в формировании характера и возможностей человека. В частности, в ходе воспитания деятельность и межличностное общение выступают основными факторами формирования сознания и самосознания ребенка, становления его нравственной направленности и ведущих личностных качеств.
В настоящее время помимо прочего существует большое количество воспитательных целей, выдвигаемых социальными группами, партиями, религиозными и общественными организациями, отдельными людьми. Такое разнообразие оказывает сильное воздействие на детей, порождая растерянность, цинизм, скепсис и отчужденность от настоящей культуры.
Педагогика сегодня призвана выявить и обозначить все разнообразие общественных устремлений, их эталоны и воспитательные цели, вычислить их тенденции, нрав и настоящую значимость в публичном взаимодействии.