История становления системы дошкольного воспитания
Становление системы дошкольного воспитания имеет давнюю историю, связанную с именами таких учёных, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Л.Н. Толстой и др.
Первая система дошкольного воспитания была создана Я.А. Коменским, автором указывалось на необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, разработана возрастная периодизация, в которую включены четыре возрастных периода (период детства, отрочества, юности, возмужалости); каждый возрастной период охватывает шестилетний этап, соответствующий определённой школе.
Период дошкольного возраста включён в «материнскую школу». Для детей на данном возрастном этапе автором обоснован принцип природосообразности воспитания, создано пособие «Видимый мир в картинках», с помощью которого осуществлялось знакомство детей с предметами и явлениями окружающего мира, кроме того, автором обоснована необходимость использования наглядности, опоры на чувственно-эмоциональную сферу, необходимость речевого развития ребёнка, ознакомления их с окружающим миром.
И.Г. Песталоцци в качестве основной задачи дошкольного воспитания выделял формирование нравственности детей, придавал внимание воспитанию любви к матери, сверстникам, формированию таких качеств личности, как честность, справедливость в ходе упражнений и нравственных поступков. Педагогом уделяется внимание рассмотрению вопросов воспитания ребёнка дошкольного возраста в семье.
Важные идеи физического, умственного, трудового, нравственного воспитания детей дошкольного возраста изложены в работах отечественных авторов – К.Д. Ушинского, которым создана система воспитания с использованием средств народной педагогики, Е.Н. Водовозовой разработана система нравственного и умственного воспитания с опорой на принцип народности, структурными компонентами нравственного воспитания автором выделены трудовое и физическое воспитание. Особо отметим вклад Л.Н. Толстого в разработку теоретических и практических аспектов дошкольного воспитания. Достаточно подробно автором рассмотрены вопросы семейного воспитания, а также нравственного и трудового воспитания детей.
Дошкольное воспитание как понятие современной дошкольной педагогики
Рассмотрение понятия дошкольного воспитания начнём с определения «воспитание».
Под воспитанием понимается организация целенаправленного педагогического процесса и стимулирование активной личности, направленной на овладение совокупностью общественного опыта.
Дошкольное воспитание – процесс формирования личности ребёнка от 0 до 7 лет в дошкольной образовательной организации или семье.
Дошкольное воспитание в современных условиях строится в соответствии с требованиями ФГОС ДОО; систему дошкольного отечественного воспитания отличают:
- динамизм;
- вариативность форм организации процесса воспитания;
- гибкость в реагировании на запросы общества;
- разнообразие оказываемых педагогических услуг.
Особенности воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
- Обеспечение планирования, направленного на усвоение содержательного компонента программы ДОО.
- Варьирование содержания, форм и методов работы с дошкольниками в зависимости от конкретной ситуации.
- Реализация личностно-ориентированного подхода в ходе обеспечения индивидуальной траектории развития воспитанников.
- Создание личностно-ориентированной образовательной среды, позволяющей обеспечить дошкольникам: безопасность, любовь и признание, организовывать значимую деятельность, способствовать самопознанию, развивать познавательные потребности.