Зрение представляет собой один из наиболее информационных источников формирования представлений личности о социально-природной окружающей среде, соответственно, любое нарушение зрительных функций приводит к отклонениям в физическом и психологическом развитии индивидуума.
Зрительные функции
Выделяют пять основных функций зрения:
- функция центрального зрения, обеспечивающая возможности восприятия объектов малых размеров, их цвета, формы;
- функция периферического зрения – восприятие крупных объектов и окружающего фона, активизируется в сумерках, предназначено для ориентировки в пространстве;
- функция бинокулярного зрения – видение двумя глазами, способность пространственного восприятия, рельефа, объема предметов;
- функция светоощущения;
- функция цветоощущения.
Нарушение любой из указанных функций сопровождается нарушениями общего психического развития личности, требует оказания профессиональной коррекционной помощи.
Основные задачи адаптивного воспитания детей с нарушениями зрения
В качестве основных задач адаптивного физического воспитания выделяют следующие:
- воспитание гармонически развитой личности ребенка;
- укрепление общего состояния здоровья;
- развитие эмоционально-волевой, мотивационной сфер;
- обучение жизненно важным навыкам, умениям;
- развитие физических качеств.
Основными коррекционными задачами адаптационного физического воспитания выступают следующие:
- охрана, развитие сохранного зрения;
- развитие сохранных анализаторов;
- развитие зрительного, пространственного восприятия;
- укрепление мышечной системы глаз;
- коррекция скованности, ограниченности движений;
- коррекция недостатков физического, психологического развития, обусловленных депривацией зрения;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- коррекционно-компенсаторское развитие мышечно - суставного чувства;
- активизация сердечно-сосудистой системы;
- развитие когнитивных, коммуникативных процессов;
- развитие межпредметных знаний.
Упражнения, которые применяются в практике коррекционной работы
В настоящее время в педагогической науке накоплен богатый арсенал физических упражнений, позволяющих достигать поставленных целей, добиваться решения поставленных коррекционных и развивающих задач. Выделяют следующие группы упражнений:
- Передвижения: подскоки, бег, ходьба;
- Общеразвивающие упражнения, которые могут выполняться без предметов либо с предметами;
- Физические упражнения, направленные на укрепление сводов стоп;
- Физические упражнения, направленные на развитие мышечно-связочного аппарата, его укрепление;
- Физические упражнения, направленные на развитие всех систем функционирования организма;
- Физические упражнения, направленные на развитие координационных навыков – сложные, комбинированные движения, включая работу с тренажерами;
- Физические упражнения, направленные на развитие точности движений;
- Преодоление препятствий;
- Физические упражнения, направленные на релаксацию, расслабление мышц;
- Специальные упражнения, направленные на развитие навыков и умений ориентировки в пространстве на основании сохранного зрения, сохранных анализаторов;
- Физические упражнения, направленные на развитие мелкой моторики;
- Зрительный тренинг;
- Плавание.
Следует отметить, что реализация указанных групп упражнений требует учета индивидуальных особенности каждого ребенка, реализации профессионального подхода к организации и выполнению движений.
Таким образом, адаптивное физическое воспитание представляет собой комплексное, целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, направленное на реализацию образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных целей.