Адаптивная физическая культура детей представляет собой подсистему физической культуры, одну из сфер социальной деятельности, направленную на удовлетворение потребностей детей с особыми потребностями в двигательной активности, укреплении, поддержании, восстановлении здоровья, самореализации физических, духовных сил, личностном развитии, социализации, интеграции в общество, адаптации к требованиям социума.
Методика адаптивного физического воспитания характеризуется рядом особенностей, обусловленных анормальным развитием психической и/ или физической сферы ребенка.
Главной целью адаптивного физического воспитания выступает создание предпосылок для оптимизации трудовой, бытовой, социальной, семейной, учебной деятельности на основании использования потенциальных возможностей ребенка, его инклюзии, интеграции в общество.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач, представленных несколькими блоками.
Профилактические, общеоздоровительные задачи
Данный блок требует решения следующих задач:
- увеличение устойчивости, сопротивляемости организма ребенка к влиянию негативных факторов внешней и внутренней среды;
- всестороннее расширение биологических возможностей организма ребенка;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- обучение ребенка основам здорового образа жизни;
- знакомство с основными навыками безопасности жизнедеятельности.
Лечебно-восстановительные задачи
Основные задачи данного направления представлены следующими пунктами:
- коррекция неправильных положений опорно-двигательного аппарата, отдельных конечностей, скелета в целом;
- сбалансирование состояния мышц-антагонистов, нормализация тонуса мышц;
- расслабление, общая релаксация отдельных спастических групп мышц, скелета в целом;
- преодоление слабости отдельных групп мышц (гипотрофии, гипотонии);
- улучшение тактильных ощущений, мышечно-суставного чувства, общее сенсорное обогащение;
- улучшение подвижности суставов;
- преодоление общей мышечной гипотонии;
- преодоление, снижение непроизвольных насильственных движений, гиперкинезов;
- формирование компенсаторной гипертрофии отдельных групп мышц, усиление развития тех мышечных групп, которые принимают на себя реализацию функции отсутствующей, ослабленной или парализованной конечности, мышцы;
- преодоление недостаточности в функционировании дыхательной, сердечно-сосудистой систем;
- формирование вестибулярных, антигравитационных, полноценных опорных реакций;
- развитие динамической, статической устойчивости и равновесия.
Развитие речи в процессе адаптивного физического воспитания
Принимая во внимание тот факт, что в большинстве случаев нарушения двигательной сферы сопровождаются иными личностными нарушениями развития, целесообразной представляется реализация целенаправленного развития речи посредством выполнения физических упражнений. Основными задачами в процессе развития речи выступают следующие:
- функциональное стимулирование нервной системы;
- улучшение кровообращения, оптимизация энергообеспечения пораженного очага нервной системы при помощи специальных физических упражнений;
- стимулирование рецепторов, суставов и мышц ладоней для активизации центров возбуждения в головном мозге;
- активизация речевого развития посредством выполнения упражнений, направленных на совершенствование мелкой моторики;
- сопровождение выполнения упражнений речью;
- интеграция сюжетности в процессы выполнения физических упражнений.
Таким образом, адаптивное физическое воспитание ребенка представляет собой целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, направленное на оптимизацию физического и психологического личностного развития, интеграцию ребенка с особыми потребностями в общество.