Малокомплектная школа представляет собой маленький разновозрастный коллектив, в котором формируются улучшенные возможности для обучения младших старшими. Такие школы действительно напоминают одну большую дружную семью.
Отношения между преподавателями и воспитанниками в таких школах всегда теснее и теплее, чем в больших коллективах. Потому исключаются возможности для крупного хулиганства и других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого ученика тут понимают, всякого любят, все друг другу верят и помогают.
В малокомплектной школе преподаватель не просто действует, он проживает жизнью детей, принимает собственную школу как родной дом, где отдавать искреннее тепло так же естественно, как в своей семье. Преподаватель знает каждого воспитанника по имени, знает его родителей, братьев, сестер, положение ребёнка за пределами школы, помогает ему. При нынешних масштабах семейного неблагополучия, в условиях смещения в худшую сторону психического и физического самочувствия детей данный фактор носит характер их общественной охраны. Воспитательные достоинства малочисленных школ, бесспорно, громадны, и большие школы никогда не смогут их заменить.
Преимущества урока в малокомплектной школе
Малокомплектная школа владеет очевидными преимуществами перед обычной школой. Глубочайшее познание учителями личных особенностей и условий жизни всякого воспитанника, огромные возможности совместной работы с семьёй, родственность природы, подходящие условия для трудового обучения, а главное, практически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником - эти и некоторые другие особенности разрешают осуществить учебно-воспитательный процесс на высочайшем уровне эффективности.
В условиях маленькой школы преподавателю проще исполнять:
- индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их характера и нервной системы, особенностей становления, интересов и предрасположенностей, уровня познаний и умений;
- личностно - направленный подход в образовании, когда собственное обращение выступает целью и средством воспитания и обучения, как сознание внутренней позиции воспитанника. Воспитанник и преподаватель "слышат" друг друга;
- фактическую направление учебной деятельности учащихся (участие в опытнической работе, экскурсии на сельскохозяйственные объекты и др.).
Труд учителя в малокомплектной школе требует от него мастерства и комплексности, доброты и сердечности, творчества и, можно сказать, одержимости своей работой.
Любого учителя в сельской школе удерживает любовь к ребятам, которые в маленьких деревнях многим обделены: отсутствие кинозалов, больших библиотек, музеев, более низкий уровень жизни, более низкий просветительный уровень населения и т. д. Имеется лишь школа – единый центр культуры. И от учителя зависит, станут ли будущие граждане глядеть на мир широко раскрытыми глазами.
Учебный процесс в малокомплектной школе обладает рядом важных особенностей, которые обусловлены тем, что один преподаватель проводит в них уроки сразу с 2-мя, 3-мя, а то и 4-мя классами в одном помещении.
Недостатки урока в малокомплектной школе
Преподаватель в малокомплектной школе действует в трудных условиях: ему приходится вести занятия сразу с детьми различного возраста, различной подготовленности, по учебным программам различных классов.
Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, тяжело и сложно, чем в обычной школе. Одновременные занятия с 2-мя классами настоятельно просят от учителя малокомплектной школы более кропотливой подготовки, правильной организации учебной работы, оптимального составления расписания уроков, а также опытного проявления педагогического такта.
Работа с 2-мя классами имеет некие особенности (т. е. недостатки):
- преподаватель обязан действовать непосредственно с классом половину урока, а в прочее время организовать самостоятельную работу детей;
- внимание учителя делится между 2-мя классами;
- при выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить безотлагательную помощь со стороны учителя, так как преподаватель в это время занят другим классом;
- в малокомплектной школе преподаватель обязан ежедневно готовиться к 6-8 урокам.
Однако в труде учителя при одновременных занятиях с 2-мя классами имеются и свои достоинства по сравнению с одним классом. Количество учащихся небольшое, потому преподаватель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить личные особенности детей. Отлично знать и семейные условия детей. При меньшем количестве воспитанников не в такой мере затрачивается времени на проверку тетрадей.
Учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания поддержки младшим, так как они ежедневно в одно и то же время пребывают в одной классной комнате.
Действенность урока в малокомплектной школе находится в зависимости от его подготовки. Готовясь к уроку, преподаватель обязан настолько отлично продумать логику учебного процесса, чтобы предугадать, в каком месте появятся затруднения, и ему нужно подключиться к работе, т. е. заблаговременно отметить так называемые зоны особого педагогического внимания.
Организационные средства урока в малокомплектной школе
При организации урока в классе-комплекте необходимо чередование видов деятельности воспитанников под руководством учителя и самостоятельной работы.
Часть уроков в классах - комплектах может иметь единые этапы, когда все воспитанники выполняют одну и ту же работу - прослушивают разъяснение учителя, играют, выполняют задание.
В условиях малокомплектной школы самостоятельная работа учащихся занимает более 50 % учебного времени. Она употребляется на всех этапах урока и используется с разными дидактическими целями:
- для усвоения учениками новейших познаний,
- для выработки общеучебных навыков и умений,
- для развития творческих способностей учащихся,
- в качестве одного из видов текущего учета и контроля знаний.
Виды самостоятельной работы обязаны быть различными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы надлежит соблюдать принцип систематичности: любая самостоятельная работа обязана проверяться и оцениваться.
Внедрение ИКТ даёт бесспорные преимущества преподавателю малокомплектной школы. Преподаватель получил вероятность нарастить свойство проводимого урока. Вслед за тем, где ранее крупная порция информации оценивалась учениками «на слух», теперь происходит настоящее восприятие (зрение-слух).
Формируются мультимедийные пособия, контрольные программы, энциклопедии и галереи. Это позволяет преподавателю гибко повлиять на воображение и память учащихся. По яркости восприятия иллюстрации учебника сильно уступают изображениям на экране, интерактивной доске или мониторе компьютера. Добавим к этому анимацию и эффекты, которые употребляются в разработке презентаций. И неоспоримое превосходство видеофильмов. Таким образом, преподаватель приобретает широкий набор универсальных приборов для создания высококачественного урока.
Чтобы нынешний урок был полноценным и эффективным, преподаватель малокомплектной школы обязан отлично владеть прогрессивными средствами обучения. В отсутствии этого его уроки не станут уроками двадцать первого века.