Понятие учебного плана
Учебный план – документ, который устанавливает перечень, количество рабочего времени, очередность и разделение по этапам подготовки учебных дисциплин, факультативов, модулей, стажировки, других видов практической педагогической деятельности и, если другое не определенно Федеральным законом об образовании, виды промежуточной оценки учеников.
Учебный план содержит:
- структуру и длительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
- список изучаемых дисциплин;
- разделение перечня предметов по годам обучения;
- разделение учебных дисциплин на обязательные и дополнительные;
- недельное и годовое деление времени на прохождение учебных предметов в каждом классе.
Учебный план составляется согласно Стандартам и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (примерных учебных планов).
В соответствии со Стандартом учебный план должен содержать количество учебных занятий за 5 лет (с 5 по 9 классы) в объеме не менее 5267 и не более 6020 часов.
Учебный план подготавливается учреждением самостоятельно, осуществляется и одобряется согласно порядку, который определяется её уставом. Преподаватели вправе на творческую инициативу, создание и использование авторских программ и способов обучения и воспитания в границах осуществляемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, а также право на участие в подготовке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных дисциплин.
В учреждении может быть один Учебный план или несколько учебных планов. Обучение в рамках Учебного плана является бесплатным.
Учебный план осуществляется с помощью расписания и является обязательным документом. Учреждение отвечает за выполнение Учебного плана в полном объеме и за качество его выполнения.
Учебный план школы предусматривает обеспечение выполнения Федерального закона «Об образовании в РФ», требований ФГОС НОО.
При создании учебного плана, учитываются цели и задачи, которые стоят перед школой, а так же без внимания не остаются интеллектуальные возможности педагогического коллектива, осуществление права учащихся на выбор предметов, которые наиболее полно отвечают его умениям и потребностям, а также учитываются ценностные ориентиры и приоритеты политики в области образования.
Педагогические требования к учебному плану
Учебный план образовательного учреждения должен:
- создаваться с выполнением санитарно-эпидемиологических требований и норм к условиям и подготовки обучения в общеобразовательных организациях;
- предоставить возможность преподавания и овладения государственного языка, родного языка и определять количество уроков, предоставляемых на их овладение, по классам (годам) обучения;
- предусматривать возможность введения учебных курсов, предоставляющих образовательные нужды и потребности учащихся, в том числе этнокультурные.
Основная образовательная программа основного общего образования может содержать как один, так и несколько учебных планов, а также учебные планы разных профилей обучения.
Закладывается основание для развития учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных побуждений, способность получать, сберегать, выполнять учебные цели, умение распределять, осуществлять контроль и производить оценку учебных действий и их результатов; создаются универсальные учебные действия; формируются познавательная мотивация и круг интересов учащихся, их подготовленность и способность к совместной работе и сотрудничеству ученика с преподавателем и одноклассниками, создаются основы нравственного поведения, устанавливающего отношения человека с обществом и окружающими людьми.
Содержание воспитания на данном этапе основывается главным образом на включении учебных курсов, которые обеспечивают целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию воспитания по каждому учебному предмету.
Главный элемент основного учебного плана отражает содержимое образования, которое предоставляет разрешение важных задач современного начального образования:
- воспитание гражданской идентичности учащихся;
- их ознакомление с общекультурными и национальными ценностями, информативными методиками;
- стремление к продолжению обучения на следующих этапах основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, основных норм поведения в чрезвычайных ситуациях;
- индивидуальное развитие учащихся согласно его особенностям.