Обучение представляет собой процесс активного взаимодействия между педагогом и учеником. Результатом такого взаимодействия становятся сформированные у ученика на основе его собственной активности знания, умения и навыки. Отношения между педагогом и учеником нельзя сводить к приемопередаточным отношениям. Для достижения положительного результата обучения требуется активность и взаимодействие обеих сторон процесса обучения. Паскаль писал:
«…ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо разжечь…».
Сущность деятельности педагога в этом процессе содержится в направлении действий ученика, контроле и предоставлении необходимых средств и информации. Если активность учащихся в овладении знаниями не проявляется, если стимул к обучению не проявляется, то процесс обучения как таковой не налажен и результат не достижим.
Задачи обучения
Во время обучения решаются следующие задачи:
- стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;
- организация познавательной деятельности с целью получения знаний и умений;
- развитие памяти, мышления и творческих способностей учеников;
- оттачивание полученных знаний, умений и навыков.
Функции педагога
Процесс обучения предполагает, выполнение педагогом определенных функций:
- постановка цели учебной работы;
- формирование потребности обучаемых в получении новых знаний;
- определение содержания изучаемого материала;
- организация учебно-познавательной деятельности по овладению учебного материала;
- регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;
- оценка результатов деятельности учащихся.
Учащиеся также являются носителями определенных функций в процессе обучения, которые позволяют сделать этот процесс эффективным:
- осознание целей и задач обучения;
- развитие и углубление собственной потребности в знаниях, умениях и навыках;
- понимание темы и вопросов, подлежащих рассмотрению, учебного материала;
- восприятие, осмысление и запоминание учебного материала;
- применение полученных знаний и умений на практике;
- проявление эмоциональных и волевых усилий в процессе обучения;
- самоконтроль;
- самооценка результатов обучения.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать вывод, что сущность образования заключается в формировании новых знаний, умений и навыков в процессе активной учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Формы обучения
Обучение бывает следующих форм:
- сенсомоторное,
- моторное,
- вербальное,
- интеллектуальное.
Физиологически процесс обучения человека заключается в создании центральной нервной системой шаблонов стимулов и ситуаций, а также сценариев реакций на них. Объяснение механизмам обучения дал П.К. Анохин. Он сформулировал это следующим образом: полученная в процессе обучения информация из потенциальной превращается в актуальную в момент создания новой функциональной системы. Именно она представляет основу и механизм обучения.
Обучение имеет многоуровневый характер. Уровень обучения, на котором происходит усвоение стимулов и реакций, называется рефлекторным. Он присущ как животным, так и человеку, хотя характер подкрепления различен. Рефлекторный уровень обучения осуществляется автоматически и бессознательно посредством поисков, проб и ошибок. Побуждение провоцируется потребностями и мотивацией. В рефлекторном уровне выделяют два вида обучения: сенсорное и моторное. Слияние их представляет сенсомоторное обучение. Оно заключается в формировании автоматических способов выполнения действий, контролируемых восприятиями и представлениями. Более высокий уровень обучения выражен усвоением знаний, действий и поступков. Эти виды обучения сохраняются в течение жизни человека.
На интеллектуальном уровне обучения знания отражают не чувственные отношения предметов и действий, а объективные связи, структуры и отношения действительности или деятельности. Эти отношения определяются не в ощущениях, а в системе понятий и действий, которые обозначены словами.
Активность в процессе обучения
Обучение можно классифицировать по критерию активности в процессе обучения:
- неассоциативное,
- ассоциативное,
- когнитивное обучение.
Неассоциативное или стимул-зависимое обучение обусловлено средой и не требует ассоциации внешних сигналов с деятельностью организма. Фактически человек пассивно реагирует на внешние факторы. В неассоциативном обучении выделяются:
- привыкание,
- сенсибилизация,
- импринтинг,
- подражание.
Привыкание представляет процесс угасания ориентировочной реакции. Многократно повторяющийся раздражитель перестает иметь значение и организм перестает на него реагировать и формируется привыкание. Привыкание – это самая простая и распространенная форма обучения. За счет привыкания человек может игнорировать раздражители, не имеющие для него значения и появляется возможность сконцентрироваться на более важных явлениях.
Сенсибилизация заключается в усилении реакции организма на повторяющийся стимул, вызывающий неприятные ощущения. Обучение носит негативный характер и выражается в поведенческих реакциях типа «стимул-ответ».
Импринтинг – это форма неассоциативного обучения, которая основана на природной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакций в ранний период развития человека.
Формы импринтинга – это запечатление образов, имитационное поведение, реакция следования.
В результате подражания человек выполняет действия путем наблюдения за действиями окружающих. Бывает простое подражание и викарное обучение. При викарном обучении результат подражания оценивается. Викарное обучение с возрастом превалирует над подражательным обучением.
Ассоциативное или как его еще называют - факультативное обучение представляет процесс формирования собственной среды за счет извлечения ее функциональных составляющих, значимых для выполнения определенных поведенческих актов. Это обучение определяется результативностью контакта человека и среды. Формами ассоциативного обучения являются условные рефлексы и оперантное обучение. В ходе оперантного обучения человек добивается положительного результата за счет активного поведения. Оперантное обучение может быть реализовано за счет подкрепления действий, методом проб и ошибок и посредством самораздражения для получения положительных эмоций.
Высшей категорией обучения является когнитивное обучение. Оно основывается на формировании функциональной структуры среды. К формам когнитивного обучения относятся:
- образное (психонервное) поведение,
- элементарная рассудочная деятельность,
- вероятностное прогнозирование.
Психонервное поведение трансформирует явления окружающей среды в переживания, которые через ориентировочную реакцию формирует поведение человека. Элементарная рассудочная деятельность позволяет связывать предметы и явления окружающей среды, что позволяет использовать эти законы при формировании поведения в новых ситуациях. Под вероятностным прогнозированием понимается прогнозирование будущего, на основе прошлого опыта и информации о текущей ситуации.
Таким образом, когнитивное обучение, основываясь на облигатном и ассоциативном обучении, выступают в качестве одного из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности человека.